Этот фильм открыл комедийный талант Витторио Гассмана, который до этого играл только драматические роли. В нём также сыграла Клаудиа Кардинале, но это самое начало её восхождения и она в таком же положении, как двое других непрофессиональных актёра — Тиберио Мурджа (Микеле Фирреботте), которого режиссёр нашёл в ресторане, где часто обедал, и Карло Пизакане (Капанелли) был до этого рабочим на стройке — укладывал кирпичи.
Кстати, очень символична его реплика в финале картины, когда толпа безработных мужчин вносит его на подобную стройку. Он выбирается оттуда, отряхивается и произносит: «И где оказался? С рабочими! Тьфу!».
Тото (знаток сейфов) не нуждается в представлении, он уже всеобщий любимец. А у Марчелло Мастроянни впереди «Сладкая жизнь» и всемирная слава. Но если бы этот маленький шедевр держался только на их крепких плечах! В картине просто нет проходящих ролей – каждая сыграна с блеском. И 17-летняя Карла Гравина незабываема в роли ветреной служанки Николетты, вокруг которой собираются все персонажи этой истории – ведь она служит именно в той квартире, откуда наши злоумышленники собираются проникнуть в ломбард, чтобы вскрыть сейф и, наконец, обогатиться.
Само ограбление занимает несколько минут экранного времени, всё остальное – подготовка. Но сначала знакомство с каждым из незадачливых грабителей.
Козимо, вор со стажем, после неудачного взлома машины попадает в тюрьму, где случайно узнаёт о том, как легко можно заполучить денег. Но как это осуществить, если сидишь в тюрьме? Он просит свою любовницу найти «барана», человека, готового за деньги сесть вместо него, взяв на себя это преступление. И нужен человек без криминального прошлого. А где такого найти? Нашёлся Пепе (Витторио Гассман), но разве пойдёт такой блестящий боксёр в тюрьму? После нокаута на ринге в первые же секунды Пепе выбрал тюрьму. Только следователь не поверил в разыгранный перед ним спектакль с чистосердечным признанием и оставил в тюрьме обоих.
Гассман играет своего героя иронично, он немного тормозит, не всегда быстро соображает, но секрет ограбления он выведал виртуозно. Выйдя на свободу, Пепе начал действовать, и к нему примкнули все приятели Козимо, Марио (Ренато Сальваторе), самый младший, у которого есть фишка – он постоянно печётся о матери, покупая ей дешёвые подарки в трёх экземплярах.
Есть ещё изумительный Микеле Фирреботте которому очень нужны деньги, чтобы справить приданое сестре Кармелине (Клаудия Кардинале). В банде есть свой фотограф без камеры Тиберио (Марчелло Мастроянни), чья жена сидит в тюрьме за продажу сигарет, а годовалый малыш связал отца по рукам и ногам.
И, наконец, Капанелли, которого включают в дело только из-за жалости. Он почему-то вызвал у меня ассоциацию с Паниковским Зиновия Гердта из «Золотого телёнка». А уж когда Капанелли начал рассказывать, на что он потратит деньги, полученные после ограбления, то картина была полная. Когда видишь такую разномастную команду, то сразу возникают большие сомнения в их способностях провернуть это дельце.
И даже если бы я не смотрела картину в десятый раз, я бы догадалась, чем может кончиться этакий крестовый поход. И только думаешь, чтобы они поскорее унесли ноги с места своего позора. Буквально каждый из четырёх внёс свою лепту в то, чтобы ограбление провалилось. У старичка Капанеллы голова забита только одним – как бы чего пожевать. Тиберио явился на ограбление со сломанной рукой и лучше бы он сидел дома со своим сыночком. Сам Пепе потерял интерес к операции, влюбившись в Николетту. Эта молодая девчонка даже подвигла его на то, чтобы он пошёл в работяги. Кирка и лопата – вот удел такого тренированного тела. Микеле тоже потерял интерес к общему делу, когда узнал, кого выбрала его сестра, чью девственность он собирался продать дорого. В конце концов Марио даже без приданого возьмёт Кармелину, такая у них любовь.
Что меня всегда трогает в итальянских старых комедиях, так это их глубина. Казалось бы, смешно, даже очень. Но там, под поверхностью, обязательно грустинка. И время тяжёлое, послевоенное, нищета, безработица. Поэтому грабители-неудачники рады макаронам с чечевицей в качестве награды за риск. Так и напечатали газеты – «Грабители, пробив огромную дыру, влезли в квартиру, чтобы пообедать». Легко отделались. И я за них рада.
Фильм действительно с двойным дном — комедия на фоне жуткой разрухи и голода. Получается скорее грустная улыбка. Зато можно видеть как Италию взяли в оборот союзнички во главе с США хотя бы на примере бабулек в передниках с Дональдом Даком.
По-сути была оккупация Италии, чтобы проклятая красная угроза не распространилась на благостную старушку Европу. Почему-то не видно как добрые янки поднимают с колен экономику итальянских союзников и партнеров. Зато видна разруха и голод и это ведь снято в 1958 году, когда СССР гигантскими скачками восстановил уничтоженные до основания города, запустил промышленность и сельское хозяйство. БЕЗ ВСЯКИХ траншей и гуманитарной помощи, находясь уже за железным занавесом, чьи условия были просто в разы хуже нынешних санкций. Неплохая иллюстрация историческим событиям.
Да, точно подмечено — переднички на фоне тотальной нищеты. Следы этой оккупации очень ярко бросаются в картине «Три монеты в фонтане». Настолько по-хозяйски ведут себя там американцы, что неприятно смотреть.