Не знаю, стоило ли возвращаться к этому фильму, когда-то давно поразившему воображение. Возвращение это превратилось в сплошное разочарование. Даже стало испытанием терпения. За исключением Фанни Ардан. Она прекрасна. В ней осталась жизнь, любовь, страсть. Не выветрился образ. «Бенвенута» — пристальное исследование любви двух людей – молодой пианистки и старого ловеласа Ливио. Их история дана через воспоминания писательницы Жанны, чью книгу пытается адаптировать для фильма молодой сценарист Франсуа (Матьё Карьер). Их встречи, разговоры, взаимное притяжение, словно отголосок или отражение тех старых чувств, что калёным железом прошлись по сердцу Жанны\Бенвенуты много лет назад.
Надо сказать, что картина «Бенвенута» снята интересным приёмом – в ней настоящие события переплетаются с воспоминаниями. И очень хорошо, что Жанну (Франсуаза Фабиан) и Бенвенуту играют разные актрисы, иначе путаницы было бы не избежать.
Всё в этой истории было бы обычным, если бы не возраст Ливио (Витторио Гассман). Ему за 60. Ей – до 30. В воспоминаниях Жанны красной нитью проходит отец, и это, пожалуй, является каким-то объяснением, почему она потеряла голову. Ей всегда не хватало внимания отца. Даже после его смерти она продолжала с ним разговаривать и ждать его одобрения. Странные, запутанные чувства и отношения.
Ливио – замена отца, что никак не украшает историю.
Он живёт в постоянном поиске всё новых и новых ощущений, меняя женщин (молодых и юных), как перчатки. Эти упражнения он называет возвышенно – поисками души. Он вообще очень возвышенный, пафосный. Речь его витиевата, насыщена поэзией. Он чётко усвоил извечную истину — женщина любит ушами. Да и профессия обязывает — высший чин в суде Милана!
«Бенвенута» — очень красивый фильм. Думаю, что и это сыграло когда-то свою роль в моём тогдашнем впечатлении.
Эстетика в мельчайших деталях, камера никуда не торопится, скользя по интерьерам дома, столовой с французскими окнами-дверьми прямо в сад. Ветер шевелит шторы, играет цветами в многочисленных вазах. Визуальная эстетика зашкаливает.
И, естественно, музыка! Ведь Бенвенута пианистка. Она живёт с подругой, снимая квартиру на двоих, где проходят постоянные репетиции сразу на двух инструментах. Эти музыкальные битвы – самые интересные в картине.
Её подруга Инга играет настолько второстепенную роль, настолько неинтересна режиссёру, что ничего мы про неё не узнаем. Правда, есть один её любопытный поступок, который говорит о её неравнодушии к участи подруги – она делает запрос о личности Ливио и получает тревожный ответ, где того клеймят как похотливого старика, волочащегося за молодыми девчонками. Но эта информация ничуть не поколебала любви Бенвенуты, только настроила против подруги. Она и сама, похоже, догадывалась, как её водят за нос.
А все эти небесные клятвы об отказе от физической близости ради чистоты их отношений! По правде говоря, это казалось странным, и я нашла объяснение – Ливио струхнул основательно, он понял, что столкнулся с такой страстной и цельной натурой, что его привычные игры в кошки-мышки даром не пройдут. И эта связь грозит ему поражением на всех фронтах. Поэтому он, хитрый и опытный старый лис, перевёл отношения с Бенвенутой в область возвышенных обетов, не жалея времени на переписку, но отказываясь встречаться. И понятно, что такая любовь могла закончиться только чьей-либо смертью. Логично, что Ливио первым вышел из безумного романа. А Бенвенута, получив обратно свои письма по причине смерти адресата, относит пакет на улицу, где дворники жгут опавшую листву. Пакет горит картинно долго. И скучно.
Отношения Жанны со сценаристом тоже ничего интересного зрителю не сулят. Во-первых, опять какая-то странная связь, на этот раз с молодым человеком, копающимся в её прошлом. Во-вторых, у него свои скелеты в шкафу, которыми он делится по касательной на протяжении их встреч. В-третьих, что может предложить ей, прошедшей боевую школу страсти, новый роман? Неубедительно. Делаю неутешительный вывод – путешествие в прошлое оказалось ревизионистским. Лучше бы мелькали в голове обрывки красивых образов и слов, которыми меня, сегодняшнюю, не подкупить.
И об актёрах — к ним никаких претензий. Фанни Ардан — блистательна, ей 35 на момент съёмок, но она выглядит, как девчонка. Витторио Гассман — как люблю его в «Запахе женщины»! А фильм на все времена — «Злоумышленники, как всегда остались неизвестны«! В актёре столько юмора, эксцентрики, многослойности — то, что начисто отсутствует в его персонаже Ливио. Абсолютно нечего ему здесь играть. Ходячая вешалка для одежды.