Затмение \ L’Eclisse (1962) – реж. Микеланджело Антониони

Я не знаю, что влечёт меня к фильмам Микеланджело Антониони, но факт остаётся фактом – посмотрела многие его картины, а некоторые дважды, например, «Фотоувеличение», «Профессия: репортёр», «Забриски Пойнт», «Затмение», «Приключение».Все они не для слабонервных —  безумно затянутые с полным отсутствием истории, сосредоточенные, главным образом, на сиюминутных чувствах. Или полном отсутствии чувств, пустоте, внутреннем затмении, как в картине «Затмение» с моей любимой итальянской актрисой Моникой Витти и не менее любимым Аленом Делоном. Фильм «Затмение» — третий из трилогии Антониони. Первый — «Ночь», второй — «Приключение«.

Витти – его муза, её лицо – зеркало желаний и эмоций самого режиссёра. Известно, что Антониони буквально с ума свёл целые поколения кинорежиссёров всех поколений, и его влияние можно почувствовать и прочувствовать в массе картин. Но притягивает всё-таки оригинал. Под гипноз попадаешь именно к итальянцу.
Вот и в картине «Затмение» физически ощущаешь полную пустоту и отчуждение во всём – в природе, в отношениях. Героиня Моники Витти, Виттория, уходит от своего друга Рикардо (Франсиско Рабаль) потому что недовольна их отношениями.

Нет нормальных отношений и с хитроватой матерью, и подругами. Случайно Виттория встречает Пьеро (замечательная игра Алена Делона), симпатичного брокера на фондовой бирже. Начинаются отношения, которые тоже не вызывают никакой радости у обоих.

Что она ищет? Того, кто будет чувствовать её на уровне атома? Поймёт её без слов, расспросов? Не влезет в её пространство и сохранит своё? Самое интересное, что работа Виттории требует полной отдачи, она переводчик, а не праздношатающаяся бездельница, как в картине «Приключение».

Время от времени она садится за печатную машинку, но дело не идёт, потому что душевный разлад захватил её всю.

Когда она видит увлечённого Пьеро, то, как он орудует на бирже, вовлекая людей в продажу ценных бумаг, что-то толкает её к нему. Красивый фасад? Энергетика, которой вовсе нет в её существовании? Порывы Виттории к бурной жизни, африканский танец, почти детская бесшабашная игра, словно взывают к ближним – «Помогите, выслушайте, примите участие». Но в ответ только эхо. Полная отчуждённость людей, сосредоточенность только на себе.

Вдруг вспомнилась картина «Тони Эрдманн», которую критики вознесли в ранг откровения последнего десятилетия, показывающего отчуждение и разрыв связей. Но как бездарно это показано в немецкой картине сегодня в сравнении с фильмом, которому более полувека!

Антониони – певец, архитектор показа отчуждения во всех его глубочайших нюансах. Думаете, что его актриса ходит с одним выражением тоски на лице? Ошибаетесь. Это не Голливуд, детка. Это итальянское кино 60-х, а значит, эмоции актёров проникают прямо под кожу. На висцеральном уровне, как модно сейчас говорить.

Неспособность общаться на самом тонком уровне – вот что задевает Витторию. Эту чужеродность она ощущает сразу и в новом партнёре, Пьеро — он спокойно и деловито перешагивает сразу через две смерти: сначала на работе, когда от сердечного приступа умирает коллега, а потом, когда достают из воды его Альфа Ромео. Вот также он перешагнёт и через неё, Витторию. Обратите внимание на то, как Виттория и Пьеро общаются – они даже не смотрят в глаза друг другу. Деловой секс. Немножечко обманчивого тепла и побежали дальше.

Кажется, что затмение, непонимание поразило даже город, природу. Рим сам вызывает отчуждение – бетонные коробки, зловещий асфальт, кучи мусора, бумажки, которые гонит ветер по мостовым, отсутствие людей на улицах, свет газовых фонарей в тумане – пейзаж после ядерного взрыва. Страшно. Одиноко. Холодно. Ловила себя на мысли, что совсем не слышу музыки (Джованни Фуско) и это очень типично для фильмов прошлого, когда композиторы не настолько наглели, чтобы вмешиваться в ход мыслей зрителя.

Кажется, я знаю, что меня заставляет возвращаться к фильмам Антониони – их многослойность. Это как живописное полотно, которое порождает в голове множество вопросов. И финальная сцена фильма «Затмения» именно так и действует. Почему никто из персонажей не пришёл на место условленной встречи – этим вечером, 10 сентября 1962 года? Они поняли, что не нужны друг другу? Или взяли тайм-аут, чтобы подумать и продолжить серьёзные отношения?

Вернусь к картине в третий раз за новыми смыслами — картина настолько актуальна сегодня, что её можно предложить в качестве аналитического пособия по человеческим отношениям, вернее, отсутствия человеческих отношений — ведь глупо утверждать, что интернет и мобильная связь сделала нас ближе друг к другу?

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *