Вне подозрений \ Unsuspected (1944) – реж. Майкл Кертиц

Получила эстетическое наслаждение от просмотра нуарного триллера Майкла Кертица «Вне подозрений». Если сама история вызвала много вопросов без ответов, то я спокойно отнесла эту оплошность к разряду типичных упущений нуара с сюжетом про убийства, где не особенно стараются разложить всё по полочкам. А надо ли это, когда история завораживает , а злодей просто великолепен. Паук, плетущий свою страшную паутину. Он уверен, что всё предусмотрел, он столько раз ушел безнаказанно от правосудия. И как тот хвастливый колобок, что уселся прямо на нос лисы, так и этот злодей недооценил своего мстителя.

В фильме «Вне подозрений» почти все персонажи попадают под подозрение в убийстве – оно совершено в самых первых кадрах и снято мастерски. При этом мой природный скепсис вызвал волну  недоверия к технической стороне дела – подвесить женщину на люстре?

Какой же недюжинной силой надо обладать убийце, чтобы проделать этот эстетически красивый вираж! И самое главное – как люстра выдержала вес тела? Я смотрю на мою люстру и понимаю, что на ней не подвесить даже муху, оборвется. А здесь ну, просто специальное устройство для подвешивания людей. Но этот эпизод ничуть не испортил мой энтузиазм, повторюсь, гипнотическая картинка и игра актёров сделали мой вечер.

В центре этой завораживающей истории телеведущий Виктор Грэндисон (Клод Рейнс), талантливый рассказчик о преступлениях, в расследовании которых поднаторел сам.

С ним даже сотрудничает офицер полиции Донован из отдела убийств. Результаты Грэндисона впечатляют даже полицейских. Он частично делится уликами с Донованом, получая взамен маленькие услуги, как то, слежка или получение досье на клиента.

Я бы не сказала, что отношения Донована и Грэндисона выходят за рамки. Скорее, это взаимопомощь в определённых границах. Грэндисон – временный хозяин роскошного особняка – там он расположился с домочадцами-приживалами. Его племянница Алтея, хищная ненасытная самка в погоне за ускользающим богатством.

Её муж Оливер, спивающийся бесхребетный тип, подкаблучник и нытик.

И, наконец, Матильда, реальная хозяйка поместья и богатая наследница отцовских миллионов.

Здесь у меня вопрос без ответа, как случилось, что Грэндисон стал опекуном Матильды. Отношения между ним и Матильдой самые дружелюбные, без подтекста.

По крайней мере, я не прочитала какой-то тайный смысл в их объятиях. И я даже подумала, что при той любви и доверии, что испытывает к Виктору девушка, было бы соблазнительно использовать это в его корыстных планах. Но нет, здесь раскручивается совсем другая схема.

Матильда, оказывается, исчезла несколько недель назад на пути в Бразилию. Судно потерпело крушение, и все сочли её погибшей, а подруга по играм, завистница и соперница Алтея не только заняла её комнату в доме, но до этого успешно женила на себе Оливера, в которого была влюблена Матильда.

Опять вопросы без ответа. Как это допустил такой проницательный опекун и дядя? К этому моменту уже ясно, что без его ведома ничего не может произойти в доме, он дирижёр этого оркестра. Итак, Матильда вроде бы исчезла. Не подаёт никаких о себе известий. Секретарша не покончила собой, как изначально решило следствие, а была убита. В доме появляется таинственный незнакомец Стивен Ховард, элегантный симпатяга.

Он говорит, что является мужем Матильды, что становится шоком. Для всех, кроме Виктора. Он просит Донована навести о нём справки, уж не охотник ли тот за наследством пропавшей девушки. Не успела Алтея положить глаз на нового мужика в зоне своего влияния, как приходит телеграмма, где черным по белому написано – «Вылетаю. Матильда». Второй шок за день.

Снова сделаю ремарку. Несмотря на мою иронию, уверяю вас, история великолепна и рассказана с таким саспенсом (напряжением), что не оторваться.  А эти мои замечания родились после просмотра. В части исчезновения и появления Матильды во плоти у меня сразу возникла ассоциация с «Лорой» , настолько массово любимой картиной, что, подумалось, неужели передо мной такое откровенное воровство. Что ещё интереснее, Дэна Эндрюс должен был играть таинственного Стивена Ховарда, но его не устроило количество появлений своего персонажа на экране. В проект вошёл Норт. Я бы с удовольствием приняла Дэну Эндрюса, моего давнего любимца. Полюбуйтесь!

На этом параллели заканчиваются. И возникают новые, так много клише из других картин в триллере Майкла Кёртица. Это мне не только не мешает, но делает просмотр интересным, как викторина.

Матильду встречает в аэропорту Стивен под предлогом, что он от Виктора, её опекуна. В машине он говорит ей, что он её муж. Девушка в недоумении, и это ещё мягко сказано.

Она его не знает. Он везёт её в дом судьи, который их регистрировал. Матильда сбита с толку. Да, она болела после катастрофы, у неё была истерика, но она всё помнит. Я вижу в Стивене человека, который хочет убедить девушку, что у неё амнезия. С какой целью? Получить её деньги? Но полиция предоставила данные о его надёжном финансовом состоянии. Тогда что? В этом пункте я начинаю думать, что девушку подводят к сумасшествию, как в готическом триллере «Газовый свет». Ошибка. Всё сделано с самыми благими намерениями. Хотя… Да, Стивен Ховард очень наглый и отчаянный тип. А этот его внешний шарм, его любезное обхождение, всё лишь инструментарий в его собственном расследовании убийства секретарши Розалин Райт. Помните люстру?

Также я не поняла, каким образом Джейн, продюсер Виктора оказалась в стане Стивена и стала помогать ему в добыче улик против своего сотрудника.

Мне понравилась сцена погони. Часто вижу такие гонки с преследованием, и они вызывают мощное сопереживание убегающим. В этот раз хотелось, чтобы полиция поторопилась.  Джек Ламберт (Пресс) слишком уж страшен в своих намерениях.

Сцена с краном, поднимающим огромный сундук, чтобы бросить его в топку, сделана очень внушительно.  И, конечно, заключительный эпизод картины.  Я давно догадалась, кто злодей, но его самоуверенность и какая-то одержимость, заставляли замирать в ожидании, что ещё выкинет этот безумец.

Ставлю этому фильму твёрдую четвёрку. Оператор Эдвурд Бределл (оцените его роскошную картинку!), композитор Франц Ваксман и актёры вывезли–таки тяжеленную телегу под названием «Вне подозрений» из глубокой колеи к моему полному удовольствию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *