Великий Малькольм Макдауэлл о великом Альберте Финни

Альберт Финни ушёл из жизни 7 февраля 2019 года в возрасте 83 лет. Сказать о нём «великий» ничтожно мало в благодарность тому, что он оставил после себя. Панорама его ролей необозрима – Том Джонс («Том Джонс»), Марк Уоллес («Двое на дороге), Чарли Бабблз («Чарли Бабблз»), Эбенезер Скрудж («Скрудж»), Эркюль Пуаро («Убийство в Восточном экспрессе»), Сэр («Костюмер»), Джеффри Фёрмин («У подножия вулкана»), Остин Слоупер («Площадь Вашингтона»), Уинстон Черчилль («Черчилль»). Килгор Траут («Завтрак для чемпионов»). О большом актёре вспоминает его собрат по цеху Малькольм Макдауэлл.

«Когда я впервые встретил Альберта, он пожал мне руку и сказал: «У тебя интересное лицо» с этим своим знаменитым северным говорком, который я не забуду, пока жив. Это случилось в 1968 году на съёмках фильма Линдсея Андерсона «Если…», где Альберт был продюсером, и который стал моим прорывом. Я не сказал ему тогда, что он мой герой. Когда я увидел его в картине «В субботу вечером, в воскресенье утром», я вдруг понял, что смогу быть тоже актёром.

В этот период британские фильмы были в своём большинстве буржуазными среднего класса комедиями, которые смотришь, сидя на диване с чашкой чая. Альберт стал самым влиятельным актёром своего поколения потому что сделал возможным для актёров из провинции делать кино, хорошее кино рабочего класса.

До него не было актёра лидера, он воплотил то, что Джон Осборн пишет в своей книге «Оглянись во гневе» — это “fuck you” отношение к истеблишменту, что нам нравилось и в чём мы все нуждались. Если ты родом из провинции, то пытаться такое сделать в Лондоне было очень страшно. В музыке дорогу смягчили Битлз, но в кино и театре было по-прежнему тяжко. Альберт сделал такое возможным – вместе со своими современниками, такими как Алан Бейтс и Том Кортни.

Для меня он был, по меньшей мере, сияющим светом. В нём была смесь мальчишеского очарования, а под поверхностью, дикая, непредсказуемая опасность, даже чертовщина, на что всегда откликалась публика. Никогда не знаешь, что он такое выкинет в следующий момент.

Но он не был таким при личном контакте. Он обожал поесть и выпить хорошего вина. Помню, как мы четыре часа обедали с выпивкой в Сохо с моей дорогой сестрой Глорией и он с тогдашней подругой Пен. Это было нечто! А потом он отправлялся на диету, чтобы подготовиться к следующему фильму.

Он не был себялюбцем. Ему не обязательно было сниматься в главной роли, чтобы привлечь внимание.

Множество замечательных историй об Альберте не для всех ушей. Он не мог сопротивляться красивым женщинам, которых просто обожал. И он любил поозорничать. Вот одна не очень политкорректная история, которую он мне как-то рассказал. Режиссёр Стэнли Донэн представил его Одри Хёпберн. Они должны были вместе играть в романтической комедии «Двое на дороге » и решили встретиться в бистро в Челси.

Альберт предстал перед ней со всеми повадками и ужимками гея. Одри была в ужасе. Когда Альберт под каким-то предлогом вышел из бистро, она накинулась на Стэнли: «Ты что творишь? Это должна быть великая любовная история!» А Стэнли ей в ответ: «Да он просто хохмит». Потом вернулся Альберт с этой его огромной улыбкой на лице, и Одри говорит ему: «Ах, ты подлец!» В этом весь Альберт. Он ещё и очень закрытый человек, никогда не обхаживал прессу. Он был самобытный, большой талант, редкий.

Я надеюсь, что в некотором смысле он передал эстафету мне – тогда с картиной «Если» и «О, счастливчик». Точно также потом Гарри Олдман мне сказал, что эти картины подвигли его стать актёром. С тех пор я чувствую себя в неоплатном долгу перед Альбертом. Очень буду по нему скучать».

3 комментария to Великий Малькольм Макдауэлл о великом Альберте Финни

  1. Мальком хорошо сказал. Чувствуется уважение и даже преклонение.

  2. Яна:

    Амне нравится это роль дедушки главного героя в исполнении Рассела Кроу в фильме «Хороший год» — квинтэссенция всего лучшего в дедушках)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *