Странно, что я так долго бегала от этого фильма. А ведь я так люблю Одри Хепберн! Наверное, всё дело в её партнёре, Альберте Финни. Как-то не представляла, что он сможет убедить меня в своей любви к ней. Но фильм настолько живой и трепетный, что станет одним из моих любимых на тему «И жили они долго и счастливо, пока…».
И, выясняется, что у меня уже собрался целый список картин, где брак рассматривается с разных точек зрения. Требуется объединительный пост.
То, как режиссёр решил рассказать о двенадцати годах супружества Джоанны и Марка, напомнило мне предмет из детства, который наверняка был у каждого, калейдоскоп с цветными крошечными стёклышками. Когда его поворачиваешь, стёклышки хаотично собираются в узор. Этот узор всегда разный и непредсказуемый, а картина завораживающая. Вот из таких моментов совместной жизни собрано двухчасовое путешествие Уоллесов – разный период жизни, разные машины, разные гостиницы, разный уровень благосостояния.
Ни хронологии, ни линейности — сплошной калейдоскоп. Зритель словно вовлекается в игру, где нужно отгадать, какая часть жизни разворачивается на экране. Это очень увлекательная игра. Меняются не только внешние атрибуты – причёски, одежда, но и отношения.
Джоанна и Марк вспоминают прошлое, которое вступает в словесную перепалку с настоящим и задаёт вопрос о будущем. Так как действие происходит всегда в дороге, то и встретились эти двое в поездке. Совсем молодые. Интересно, что Одри 33 года во время съёмок, а Альберту – 28. Но разница незаметна совсем — Одри такая солнечная, сияющая, такая красивая, что глаз не оторвать.
Как же мне понравились их словесные пикировки, какой искромётный юмор в репликах. И такая химия между ними, что верится в их отношения и вне съёмочной площадки. Кстати, Малькольм Макдауэлл, друг Финни, вспоминает о том, как весело проходило знакомство актёров.
С самой первой сцены на пароме Джоанна и Марк выделили друг друга из толпы. Оба всегда готовы посмеяться и подурачиться, а не превращать жизнь в сплошное аутодафе. Сделала для себя открытие – девушку, за которой приударил Марк, Джеки играет Жаклин Биссет. Та самая, с которой Финни встретится спустя двадцать лет в картине «У подножия вулкана». Обожаю такие открытия.
Если бы не ветрянка, которая скосила подругу Джоанны, то вряд ли бы у неё был шанс получить Марка в мужья. Этот этап отношений самый трогательный.
Через разговоры и ссоры, новые маршруты и марки машин, становится понятным, через какие тернии проходила супружеская чета. Очень смешной эпизод путешествия в одной машине с американской семьёй Максвелл и их пятилетним ребёнком, настоящим чертёнком.
Вскоре и у Джоанны с Марком родилась дочка, и её взяли в очередную поездку. С появлением ребёнка возникли трения.
Может, они всегда были, но усилились. Марк – архитектор, погружён в работу с головой. Даже во Франции, где состоялось их знакомство, они были с разными миссиями – Марк с рабочей, изучал архитектуру Европы, Джоанна путешествовала с музыкальной группой. В дальнейшем мы увидим Марка по уши в работе.
Наконец, измена. Первым на неё пошёл Марк. Просто по глупости, из-за праздности ума. Не уверена, что это ему прибавило самоуважения. И не уверена, что Джоанна это не почувствовала. Всё чаще в калейдоскопе появляются грустные узоры – парочка всё чаще выясняет отношения и говорит о разводе.
Он прямо маячит перед ними, размахивая красной тряпкой. Теперь Джоанна, предоставленная самой себе во время работы Марка на очень богатого заказчика Мориса, оглядывается по сторонам. Но, вероятнее всего, именно в этот период у самого Марка завелась любовница, что и толкнуло Джоанну в объятия Дэвида. Марк задал вопросы и получил ответы. Открытие оказалось очень отрезвляющим. Джоанна сделала выбор и вернулась к Марку, объяснив, что Дэвид для неё слишком серьёзный.
Слишком серьёзный, в противоположность Марку, который предпочитает не усложнять жизнь. Так, находясь в дороге, имеется в виду, жизнь, Марк и Джоанна проверяют свои отношения на прочность и решают, что лучше для них – ехать по ней вместе в одном направлении или перейти в другой автомобиль с другим водителем. Эта поездка захватывает и порождает ассоциации с собственной жизнью.
Для справки: Стенли Доннен режиссёр таких замечательных фильмов, как «Поющие под дождём», «Семь невест для семи братьев», «Шарада», «Трава зеленее», «Забавная мордашка».