Двое на дороге \ Two for the Road (1967) – реж. Стэнли Доннен

Странно, что я так долго бегала от этого фильма. А ведь я так люблю Одри Хепберн! Наверное, всё дело в её партнёре, Альберте Финни. Как-то не представляла, что он сможет убедить меня в своей любви к ней. Но фильм настолько живой и трепетный, что станет одним из моих любимых на тему «И жили они долго и счастливо, пока…».

И, выясняется, что у меня уже собрался целый список картин, где брак рассматривается с разных точек зрения. Требуется объединительный пост.

То, как режиссёр решил рассказать о двенадцати годах супружества Джоанны и Марка, напомнило мне предмет из детства, который наверняка был у каждого, калейдоскоп с цветными крошечными стёклышками. Когда его поворачиваешь, стёклышки хаотично собираются в узор. Этот узор всегда разный и непредсказуемый, а картина завораживающая. Вот из таких моментов совместной жизни собрано двухчасовое путешествие Уоллесов – разный период жизни, разные машины, разные гостиницы, разный уровень благосостояния.

Ни хронологии, ни линейности — сплошной калейдоскоп. Зритель словно вовлекается в игру, где нужно отгадать, какая часть жизни разворачивается на экране. Это очень увлекательная игра. Меняются не только внешние атрибуты – причёски, одежда, но и отношения.

Джоанна и Марк вспоминают прошлое, которое вступает в словесную перепалку с настоящим и задаёт вопрос о будущем. Так как действие происходит всегда в дороге, то и встретились эти двое в поездке. Совсем молодые. Интересно, что Одри 33 года во время съёмок, а Альберту – 28. Но разница незаметна совсем — Одри такая солнечная, сияющая, такая красивая, что глаз не оторвать.

Как же мне понравились их словесные пикировки, какой искромётный юмор в репликах. И такая химия между ними, что верится в их отношения и вне съёмочной площадки. Кстати, Малькольм Макдауэлл, друг Финни, вспоминает о том, как весело проходило знакомство актёров.

С самой первой сцены на пароме Джоанна и Марк выделили друг друга из толпы. Оба всегда готовы посмеяться и подурачиться, а не превращать жизнь в сплошное аутодафе. Сделала для себя открытие – девушку, за которой приударил Марк, Джеки играет Жаклин Биссет. Та самая, с которой Финни встретится спустя двадцать лет в картине «У подножия вулкана». Обожаю такие открытия.

Если бы не ветрянка, которая скосила подругу Джоанны, то вряд ли бы у неё был шанс получить Марка в мужья. Этот этап отношений самый трогательный.

 

Через разговоры и ссоры, новые маршруты и марки машин, становится понятным, через какие тернии проходила супружеская чета. Очень смешной эпизод путешествия в одной машине с американской семьёй Максвелл и их пятилетним ребёнком, настоящим чертёнком.

Вскоре и у Джоанны с Марком родилась дочка, и её взяли в очередную поездку. С появлением ребёнка возникли трения.

Может, они всегда были, но усилились. Марк – архитектор, погружён в работу с головой. Даже во Франции, где состоялось их знакомство, они были с разными миссиями – Марк с рабочей, изучал архитектуру Европы, Джоанна путешествовала с музыкальной группой. В дальнейшем мы увидим Марка по уши в работе.

Наконец, измена. Первым на неё пошёл Марк. Просто по глупости, из-за праздности ума. Не уверена, что это ему прибавило самоуважения. И не уверена, что Джоанна это не почувствовала. Всё чаще в калейдоскопе появляются грустные узоры – парочка всё чаще выясняет отношения и говорит о разводе.

Он прямо маячит перед ними, размахивая красной тряпкой. Теперь Джоанна, предоставленная самой себе во время работы Марка на очень богатого заказчика Мориса, оглядывается по сторонам. Но, вероятнее всего, именно в этот период у самого Марка завелась любовница, что и толкнуло Джоанну в объятия Дэвида. Марк задал вопросы и получил ответы. Открытие оказалось очень отрезвляющим. Джоанна сделала выбор и вернулась к Марку, объяснив, что Дэвид для неё слишком серьёзный.

Слишком серьёзный, в противоположность Марку, который предпочитает не усложнять жизнь. Так, находясь в дороге, имеется в виду, жизнь, Марк и Джоанна проверяют свои отношения на прочность и решают, что лучше для них – ехать по ней вместе в одном направлении или перейти в другой автомобиль с другим водителем. Эта поездка захватывает и порождает ассоциации с собственной жизнью.

Для справки: Стенли Доннен режиссёр таких замечательных фильмов, как «Поющие под дождём», «Семь невест для семи братьев», «Шарада», «Трава зеленее», «Забавная мордашка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *