Совсем недавно я написала пост о фильме Майка Ли «Кутерьма», где дан срез театральной жизни Лондона на фоне постановки оперы Гилберта и Салливана «Микадо». И вот ещё один пристальный взгляд на театр изнутри – «Костюмер» с такими гигантами британской сцены, как Альберт Финни и Том Кортни.
Фильм снят по одноимённой пьесе Рональда Харвуда, который сам когда-то служил в труппе сэра Дональда Вулфита, знаменитого актёра, прославившегося исполнением шекспировских ролей, в особенности Короля Лира.
Фильм тщательно воспроизводит жизнь небольшого провинциального театра с его несусветной бедностью и страхами в ожидании бомбардировок. Пафосные монологи шекспировских персонажей как нельзя лучше доходят до зрителей в военную годину. И «Сэр», герой Альберта Финни старается вовсю, вернее, 227-й раз. Картина начинается сценой из «Отелло», и после занавеса Сэр выговаривает актёрам за их мелкие просчёты, показывая, кто в этом доме хозяин. Он и на самом деле обладает какой-то магической мощью – когда труппа не успевает сесть в отходящий поезд, чтобы отправиться на гастроли в близлежащий городок, Сэр громогласно взывает: «Эй, ты, поезд, остановись!» Машинист безропотно притормаживает состав.
Но предсмертная немощь уже нависла над Сэром. Во время спектакля он неразличимо бормочет текст и словно вываливается из общего ансамбля, ставя в тупик коллег актёров, понуждая их к импровизациям. За деградацией своего господина с ужасом и растерянностью следит его костюмер Норман (Том Кортни) – ему стоит огромных усилий готовить Сэра к выходу на сцену.
Он знает все его реплики назубок и постоянно стоит на страже у кулис, подсказывая слова. Сэр и костюмер – сиамские близнецы – один без другого не может. И если Сэр не может обойтись без своего костюмера в ремесле – одеться, раздеться, грим, подсказки, то для Нормана ситуация гораздо хуже – он посвятил жизнь без остатка этому человеку.
Он, как преданная собака, ждёт ласки своего хозяина, его одобрения. И не дождётся. Финни показывает своего героя махровым эгоистом, который при случае готов показать Норману его место. Всем в театре известно, что Сэр пишет мемуары. В финальной сцене Норман открывает его «книгу», а в ней ровным счётом ничего нет, кроме одной страницы с благодарностью ко всем, кроме Нормана. Возмущение костюмера беспредельно, но вылить свой гнев не на кого – хозяин уже не дышит.
И как ему дальше жить? Вся жизнь прошла на жалкой зарплате, лишениях, унижениях и всё за иллюзию того, что театр это их счастливая семья. Кортни рисует своего персонажа всеми доступными красками – он занимается интригами, бесконечно в движении, он незаменим – только глоток бренди держит его в тонусе. Женственные манеры выдают в нём гея и совершенно понятно, что его любовь к хозяину безответна. Обожаю этого актёра в роли мистера Доррита в сериале «Крошка Доррит».
Герой Альберта Финни велик и жалок одновременно. Во время налёта он вдруг собрался и произнёс свой монолог так, что достал каждого до самого основания. Он эгоистичен, капризен, ему постоянно требуются заверения, как гениально он исполнил роль. Таким бальзамом для него всегда был Норман, преданный, любящий костюмер.
В «Костюмере» прекрасны актёры всех планов. Замечательна Айлин Аткинс в роли Мадж, ещё один человек, любящий Сэра. Пожалуй, только Норман и Мадж бескорыстно ему преданы. Хорош Эдвард Фокс в роли Оксенби, он едва терпит авторитарность главы труппы.
Фильм «Костюмер» идеально переносит зрителя в грозовую военную атмосферу – краски насыщенные, тревожные. Музыка Джеймса Хорнера помогает поддерживать соответствующее настроение, не забалуешь – война есть война. Но при этом жизнь продолжается, и люди приходят в театр, чтобы ненадолго забыться. Но что происходит за сценой, может быть гораздо интереснее спектакля, что и показал «Костюмер».