Когда произносишь имя Актира Куросава, сразу выплывает другое – Тосиро Мифунэ (Тоширо Мифуне). Кажется, эти имена буквально спаяны друг с другом и виноваты в этом совместные кинематографические шедевры – «Семь самураев», «Расёмон», «Трон в крови», «Телохранитель» — всего 16 совместных работ. Они сами уже давно стали объектом исследования, и документальный фильм американского режиссёра Стивена Окадзаки «Мифунэ: Последний самурай» всего лишь взгляд, один из множества, на работу невероятного тандема. Он задался вопросом, как простой паренёк смог прорваться на самые высоты кинематографа, на самую передовую, став образцом, высочайшей планкой, до которой тщетно пытаются дотянуться все последующие поколения.
Тосиро Мифунэ родился на заре японского кинематографа и с удовольствием похаживал в кинотеатр, при полном отсутствии желания лицедействовать самому.
Он родился в Китае у родителей японцев, и в 20 лет пошёл в армию, где готовили молодых рекрутов-смертников. После поражения Японии во второй мировой, он, как и большинство соотечественников, стал безработным. Чтобы как-то существовать, Мифунэ нанялся помощником оператора на студию, где его внешность сослужила ему хорошую службу – злобный вид помог добыть работу, к которой он совсем не стремился, роль в кино. Сначала Мифуне работал единственно ради денег, а потом втянулся и стал совершенствоваться.
То, что звёздный статус буквально свалился на него с небес без всякого на то желания актёра, совсем неудивительно. Трудно представить, чтобы такой человек, мощный и неукротимый, сам стремился к славе, всеобщему вниманию. Он, в своих манерах, напоминал раненого зверя – со своей уверенной походкой, склонностью к жестокости, мужественным лицом, на котором ярость сменяется радостью или спокойствием в зависимости от ударов судьбы.
Куросава принял его таким, как он есть, уникальным актёром целого поколения, и стал с ним работать. Их сотрудничество изменило весь кинематограф.
Чтобы рассказать историю Мифунэ, Окадзаки пригласил старшего сына актёра, его постоянного инструктора по дракам, а также актёров и режиссёров, с которыми работал Мифунэ, включая Мартина Скорсезе и Стивена Спилберга. Голос за кадром Киану Ривза.
Постепенно вырисовывается портрет актёра, ставшего иконой вопреки своему желанию; звезды, трудяги, человека принципов, примирившегося, наконец, со своей внезапной славой.
Как всякий фильм, посвящённый великим звёздам, этот фильм не избежал клише – обязательно заглянуть в шкаф и поискать там скелет — нашёлся неудачный брак, пьянство и последние годы более или менее удачные в смысле карьеры. Всё это, к счастью, задето по касательной и быстро задвинуто в дальний угол, чтобы остановиться основательно на великой сути Мифунэ.
Фильм «Мифунэ: Последний самурай» не стал чем-то бОльшим, чем биографический рассказ о движении актёра от рождения к смерти. На этом пути особенно интересно, как много инициативы передавал Куросава Мифунэ, давая шанс появиться богатым образам, таившимся в его глубинах.
Больше всего впечатляет, когда Сиро Мифунэ, сын актёра, вступает со своим трагическим рассказом об отце, перемежающимися кадрами из самых знаменитых фильмов с его участием. Именно в этих кадрах мы видим всю ярость, юмор и энергию персонажей Мифунэ, а также их печаль, одиночество и погружённость в себя.
источник The Playlist
Мощный фактурный актерище. Если бы его не было, его бы следовало придумать.
Спасибо за пост!
Если с Мифуне, более менее, все понятно. То лично мне мировая известность Курасавы до сих пор кажется загадкой, хотя я и пересмотрел практически всю его фильмаграфию, которую смог достать. Я не в коем случае не ставлю под сомнение его гениальность, но как только говорят японское кино- так каждый второй скажет Курасава. Это как Брюс Ли и кинематограф Гонконга.
Он самый первый прорвался на Запад. Вы только посмотрите — каждая его картина отмечена высшими призами кинофестивалей. Потом за ним подтянулись другие. Японское кино это такая была экзотика, а Куросаву в СССР обожали — он снял «Дерсу Узала» и получил Оскар.
Так может быть не на Запад, а в СССР? Курасава еще и Достоевского любил. Если бы мы смогли смотреть не одного Курасаву, а еще и Кабаяши, чей вклад в кинокарьеру Тоширо Мифуне не менее существенен, или Кенджи Мисуми? Впрочем, я согласен, разговор бессмысленный. Популярность неизмерима, необъяснима и изменичва.
Награды-то все раздавал Запад — Оскар, Венеция, Канны. А у нас, да, особо не популяризировали японскую экзотику — хватит одного Куросавы за глаза и за уши. Я сама открываю японское кино для себя заново. Одно из потрясений — «После жизни» Хирокадзу Корееда https://yaokino.ru/film-posle-zhizni Очень советую, если не успели посмотреть.
Ещё Ясудзиро Одзу «Плавающие водоросли» https://yaokino.ru/plavajushie-vodorosli