Фильм Хирокадзу Корээда «После жизни» один из самых потрясающих, которые мне удалось посмотреть в последнее время. Конечно, у каждого своё понимание значения слова «потрясающий». Для меня это «культурный шок», потрясение всех моих понятий о том, какое бывает кино, насколько завораживает сюжет и как не хочется расставаться с героями. Всё это для меня случилось в фильме «После жизни». Картина рассказывает историю 22 только что умерших людей, которые прибыли на промежуточную станцию на пути в вечность. Станция напоминает старую школу или контору. Их проинформировали о том, что в течение недели они должны выбрать что-то самое памятное из своей жизни, чтобы провести в этом памятном моменте вечность. Думаю, не все зрители согласились бы с такой концепцией вечности, ведь по сути это День сурка. Изо дня в день переживать один и тот же пусть самый счастливый момент жизни, это звучит как приговор. Но с другой стороны, речь-то идёт о вечности и здесь разнообразие не поощряется. И кстати, режиссёр фильма После жизни меня вполне убедил в своей точке зрения. Полностью принимаю.
Большинство людей, играющих недавно умерших, совсем не профессиональные актёры. Режиссёр Корээда начинал с документального кино и умеет работать с любителями. Фильм проходит как серия интервью — их проводят служащие станции, молодые ребята и девушки. Они задают одни и те же вопросы о самом памятном моменте жизни и воспоминаниях об этом моменте. Режиссёр принял гениальное решение взять непрофессионалов и записать их настоящие воспоминания вместо придуманных в сценарии.
Воспоминания настолько поразительные, что пересказывать их не имеет смысла, чтобы не испортить вам впечатления от просмотра фильма. В перерывах между интервью мы постепенно знакомимся с теми, кто берёт эти интервью. Они помогают людям выбрать эти счастливые моменты, правильно сориентировать людей, не ошибиться в выборе, чтобы взять с собой не какой-нибудь пустяк, а самое главное, суть, смысл. Постепенно мы узнаём и самих служащих: как они попали на станцию, почему согласились на такую работу, в каких отношениях они находятся между собой.
Как только сделан выбор счастливого воспоминания, служащие переносят их на плёнку, и во время просмотра фильма умерший переносится в ту реальность. Среди умерших есть и такие, кто не может выбрать мгновение достойное вечности. Один говорит, что жизнь его была ничем не примечательна. Другой паренёк категорически отказывается что-то выбрать, потому что считает себя в ответе за каждый прожитый момент.
Фильм После жизни рассказывает о памяти и как она важна в нашей жизни. Корээда решился снять свой фильм после очень печального события в своей жизни: его отец заболел болезнью Альцгеймера и не узнавал своего сына. Режиссёра также интересует как много из того, что мы вспоминаем, действительно было правдой и в какой мере мы идеализируем наши воспоминания. Особенно, если это было давно, то насколько они аутентичны, или мы заполняем пропуски фотографиями из альбомов, домашним видео и рассказами родственников? Очень важным отправным моментом фильма является то, как служащие станции детально восстанавливают воспоминания. Невольно начинаешь задумываться над своими воспоминаниями.
Несмотря на мрачную тему, фильм позитивный и добрый. Он соткан из самых изумительных воспоминаний людей. Например, одна женщина вспоминает, как брат подарил ей красное платье, когда она была ребёнком и как она самозабвенно танцевала в нём, как героиня фильма «Красные туфельки». Она вспоминает это с такой детской радостью, что невозможно не радоваться её счастью, когда служащие полностью реконструируют этот эпизод из её жизни.
Сцены воссоздания сняты на особой плёнке, чтобы подчеркнуть яркость происходящего и передать остроту самого дорого воспоминания. Как самое дорогое воспоминание в моей памяти сохранится этот удивительный фильм — тёплый, интимный, как старая фотография из семейного альбома.