Старик и мальчик \ Le vieil homme et l’enfant (1966) – реж. Клод Берри

Ах, какой замечательный фильм я только что посмотрела! Сколько в нём доброты и тепла! Как щедро поделился фильм этими дарами со мной! Знаю, что буду долго вспоминать расчудесную парочку, старика и мальчика, и мне будет от этого хорошо и уютно. Клод Берри пленил моё сердце двумя своими картинами — «Жан де Флоретт» и «Манон с источника», теперь к ним прибавилась третья.

Композитор Жорж Делерю своей музыкой создавал мне настроение на протяжении всего повествования. Все актёры исключительно хороши в фильме, но двое, один из них просто гигант французского кинематографа Мишель Симон, а другой, девятилетний ребёнок Ален Коэн, такие трогательные и настоящие, что так и хотелось их обоих крепко к себе прижать. Два чуда.

И ведь время-то какое на дворе! Война в разгаре. Это мне понятно, что если 44-й год, то скоро конец войне, а для них полная неизвестность. Париж. Повсюду немцы. На немецком языке раздаются все объявления и приказы. На евреев охотятся. А наш главный герой Клод – еврей. Отец и мать с ним словно на вулкане. Он не хочет затаиться и сидеть ниже травы, тише воды, постоянно в драках и даже ворует.

Мальчик растёт среди любящих родителей. Это хорошая семья. Отец (Шарль Деннер — «Лифт на эшафот», «Убийцы в спальных вагонах») обожает свою жену и сына, у него сердце разрывается в тревоге за них.

Когда сын в очередной раз попадает в переделку, семья соглашается отправить Клода в деревню к знакомым, где он будет не так заметен. Так Клод оказывается среди семьи Дюпон, где его принимают как родного. Чудесная бабушка, готовая исполнять все капризы горожанина, а её сын Виктор, участник Сопротивления, всегда проигрывает в шашки ребёнку, оттого выходит из себя. Эти сцены очень смешные.

После недоедания в Париже, всё пришлось по вкусу мальчику в деревне и особенно крольчатина. Кроликов выращивает старик Дюпон (Мишель Симон), и сам он категорически не ест мяса, потому что любит своих питомцев и расстаётся с ними через душевные муки. Между всеми домочадцами и Клодом устанавливаются самые родственные отношения. Да и как не любит такого ребёнка! У него открытое сердце, он принимает доброту и отдаёт её сторицей.

Только школа висит над ним дамокловым мечом. Над ним потешаются, его дразнят. Местные терпеть не могут парижан, считают их выскочками.

Зато когда Клод возвращается из школы домой, то попадает в блаженный рай. Его любят, его балуют. Старик просит называть себя дедушкой. У него любимый пёс Кину, которого он кормит из своей тарелки, настолько они срослись в признании друг друга.

Кину старый, и дни его сочтены. Смерть собаки всех обескуражила. Это как потерять надёжного друга. Дедушка такой же трогательный, как и ребёнок. Не зря говорят, что старики и дети это одно и то же.

Уж столько в нём всяких хитростей, столько трюков, что Клод смотрит на старика, открыв рот. Он задают ему нешуточные вопросы о жизни. Когда дед разглагольствует о врагах Франции, он перечисляет четырёх – англичане, евреи, масоны и большевики. Мальчик тут же обрушивает на него свои вопросы о евреях.

 

Эта тема его сильно волнует, и отец предупредил сына, чтобы он держал в секрете свою национальность – ведь старик ярый антисемит. Разговоры о евреях очень смешные и детские, даже Клод это понимает и разбивает все аргументы старика. Тот негодует. Ещё бы! Яйца курицу учат. Какая нынче пошла молодёжь, стариков совсем ни во что не ставит. А в ненавистной школе Клод приметил Сюзанну, такую милую и нежную. Как цветок. Она живёт с отцом и маленьким братом без матери, на ней огромное хозяйство – куры, свиньи, коровы. Она, как Козетта, поднимает вёдра больше своего роста. Старик и его сын Виктор подначивают Клода написать Сюзанне любовную открытку. Тут же на почте сочиняют коллективное послание. Получив открытку, отец Сюзанны, Максим, опрометью бежит в школу, где счастливый влюблённый сразу признаётся, чьих это рук дело.

Наказание немедленно и самое, что ни на есть, унизительное – при всём классе стригут налысо. В каком горе прибегает Клод к деду, как горько он рыдает у него на плече. Дедушка умеет излечить. Достаточно надеть шляпу и ничего не заметишь. Старик сильно переживает, что расставание неизбежно, хоть и связано с окончанием войны. Родители приезжают забирать своё сокровище.

Когда старик и мальчик обнимают друг друга прощаясь, то невольно испытываешь грусть и разочарование – так быстро промчалось время — пора прощаться и мне тоже.

«Старик и ребёнок» — маленькая жемчужина, не пропустите этот фильм.

One Response to Старик и мальчик \ Le vieil homme et l’enfant (1966) – реж. Клод Берри

  1. AlexSandra:

    Как ты замечательно написаа про этот фильм!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *