Как только появились слухи о проекте «Сплит» («Расщепление»), я решила, что картину надо смотреть, во что бы то ни стало. Прямо бросить все дела и бежать. Столько хвалебных рецензий с заголовками о триумфальном возвращении прежнего М. Найта Шьямалана, того, кто снял незабываемые картины «Знаки» и «Шестое чувство». Увы и ах. Если бы не Джеймс Макэвой. Жалко, что он не являет все заявленные личности своего расщеплённого сознания. Да и те, что являются миру, не настолько интересны, чтобы поразить воображение, но его игра безупречно хороша. Миг.. и он уже другая личность. Калейдоскоп превращений. Но картина не так проста, как кажется, и начинаешь размышлять над скрытыми смыслами, возможно, и не в ту сторону, а так, чтобы оправдать когда-то любимого режиссёра. Прошу не читать мой пост, если собираетесь смотреть картину.
Кевин Вендел Крамб (Джеймс Макэвой) вырастил в себе два десятка личностей в качестве защиты против матери садистки. Кто-то из этих «людей» был рассудительный, спокойный и дружелюбный. Кто-то – агрессивный и хитрый. Все они проторили дорожку для появления новой личности, самой главной, монстра. Кевин ходит к своему психиатру, доктору Флетчер(великолепная Бетти Бакли). На мой взгляд, сцены эти самые интересные в фильме и дают возможность посмотреть на Кевина глазом профессионала. Она, похоже, знакома со всеми проявлениями Кевина. Но он пытается обмануть психиатра, прячась за личину кого-то ещё из своего арсенала, однако она мягко укоряет его: «Ведь ты не Барри? Ты – Денис?»
Как раз Денис и проворачивает операцию с киднэппингом трёх девушек подростков, Клер, Марши и Кейси.
Нам настойчиво дают понять, что Кейси (Аня Тейлор-Джой) другая. Она молчунья, серьёзная, и она не собиралась с ними ехать в одной машине. Её уговорили. И когда «Денис» садится в машину вместо отца Клер и усыпляет девчонок из баллончика с газом, он секунду медлит, прежде чем направляет газ ей в лицо. Её не планировалось похищать. Он перетаскивает девушек в своё логово, которое занимает гигантскую площадь — в нём множество помещений, но нигде нет окон.
И здесь фильм съезжает на заезженную территорию – похититель держит в замкнутом пространстве своих пленниц, и они всеми силами стараются найти выход из страшной ситуации, особенно стараются Клер и Марша — они ведут себя типично буйно, требуют такой же активности от Кейси. Сразу ясно, что Клер и Марша обречены – их ждёт встреча с монстром. А вот Кейси, вещь в себе. Она давно оценила своего врага и поняла, что перед ней не один человек, а несколько. Среди них нашлось место женщине по имени «Патриция» и даже девятилетнему Гедвику.
Ей кажется, что он самое слабое звено в «орде», но кроме ничтожной информации, добиться от «ребёнка» ничего не удалось. Трансформации Макэвоя гипнотизируют – его образы перетекают из одного в другой. Вышедшие в свет личности толкают друг друга и конфликтуют друг с другом, зажатые, словно в тисках, в одном теле Кевина. Обидно, что они настолько молниеносно появляются и исчезают, что не успевают обрасти мясом. «Барри» и «Денис» задерживаются дольше других. Барри – яркий художник, он создаёт одежду несколькими линиями и эти линии совершенны. Он раскован, пластичен, парень с улицы, этакий бродяжка. Он дольше всех продержался на работе, контактен и с ним приятно иметь дело. Эти вещи узнаются из его сеансов с доктором Флетчер. Во время этих сеансов, где, возможно, побывала вся компания из расщеплённого сознания Кевина, доктор (и мы!) узнаёт, что все 23 личности Кевина замерли в ожидании появления 24-й. И это явление обещает быть страшным.
Флетчер не верит сама и пытается убедить в этом Кевина с его населением. Она не осознаёт, насколько опасен её пациент. И расплата за такую беспечность приходит. Её по-настоящему жалко. Успеваешь испытать к ней симпатию и даже восхититься её профессиональными приёмами, вопреки главному фиаско, Кевину. Но и понять такое можно – сами попробуйте пообщаться с 23 товарищами, разными, как чёрное и белое, при этом с одним лицом.
Кейси. Пожалуй, это ещё и её история. И она самая мерзкая. Педофилия. Родной дядя насиловал её с раннего возраста. Отец приобщил её к охоте на оленей (довольно странно для отца и дочери), научил пользоваться ружьём и ездил с ней на охоту в компании брата мерзавца. Потом отец умер, а братец-волк стал опекуном девочки и насиловал её уже постоянно. У таких детей появляется психологическая установка, что в этом виноваты они сами. Они считают себя грязными, плохими, сломанными. Сторонятся людей, жаждут тишины и одиночества. Эту жуткую историю подают во флэшбэках, как реакцию Кейси на тот кошмар, в котором она очутилась по воле многоликого Кевина. И, честно говоря, надо ещё два раза подумать, прежде, чем понять, какой кошмар кошмарнее.
Они с Кевином похожи. Вернее, схоже их детство. Но психика Кевина сумела выработать хитрую защиту, а Кейси просто ушла в себя. Именно встреча с 24-м проявлением Кевина открыла глаза девушке – она не грязная, она не виновата. И есть выход из тупика. Каков будет этот выход, она теперь имеет силы решить.
«Сплит» — это триумф одного актёра. Он держит в некотором напряжении сцену – кем проявится на этот раз и как выстроит контакт? Конечно, с появлением «зверя» он прямиком шагнул из комиксов Marvel, но меня это особенно не возмутило, я восприняла это как символ.
Доктор Флетчер – любопытный персонаж. Приятна её преданность своим пациентам. Она, как все люди, ошибается.
Девушки, все три, играют ни к чёрту. Типично открытые рты, вытаращенные глаза. Больше всего раздражала Кейси – одно выражение лица и в любом состоянии у неё всегда безупречный макияж. Бред.
Последней сценой М. Найт Шьямалан передаёт привет своему фильму «Неуязвимый» — в кафетерии идёт новостная программа, где диктор рассказывает о бойне, устроенной Кевином в подвалах зоопарка. Люди обсуждают новость, и одна из женщин вдруг вспоминает историю, произошедшую лет пятнадцать назад с человеком в инвалидной коляске, она забыла его имя. В это момент камера наезжает на Брюса Уиллиса, который говорит: «Данн. Меня зовут Дэвид Данн». До этого я додумалась не сама, а прочитала на форумах. То есть, эта сцена только для посвящённых. Остальные гадают: Куда он пошёл? Зачем он пошёл?
Также многозначительна сцена с уцелевшей в бойне Кейси. Женщина полицейский подходит к машине, где сидит Кейси и объявляет: «Пришёл твой опекун. Дядя». Кейси смотрит в глаза полицейскому и та читает в них такое, что ей становится жутко. Она хочет переспросить девушку, но решает промолчать.
При всей кошмарности сюжета «Сплит» меня радует одно – режиссёр не ударился в демонстрацию крови. Всего в меру.
Не понравилось то, что режиссёр расставил множество странных акцентов — мне так и остались непонятны многие моменты и речи. Да и последняя сцена словно говорит — ждите продолжение.
Ставлю картине тройку с плюсом и это ещё по-божески. Только из уважения к Джеймсу Макэвою и к тому, что режиссёр решился поднять такую сложную тему как расщеплённое сознание.
Спасибо за рецензию. Как всегда, ярко и четко. Помогла принять решение, стоит ли мне это смотреть.
Ой, Вы поступили прямо противоположно моему совету! С другой стороны, мне помогли рецензии перед тем, как я отправилась смотреть картину «Фрэнк» с Майклом Фассбендером и Мэгги Джилленхол — иначе я точно не поняла бы главный посыл картины.
Уверена, Макэвой был хорош, но хочу дождаться экранизации истории Билли Милигана с Ди Каприо.
доктор Флетчер витала в облаках, явно довольная своей уникальностью, своим опытом и уверенная, что читает своего пациента как открытую книгу.
Это не профессионал. Вообще, довольно интересно, как такой персонаж, свободно бегает по улицам и не находится в стационаре.
МакЭвой хорош, но больше всего заинтересовала основная тема в фильме, что физиология зависит от мозговой деятельности. У разных личностей в башке у шизофреника якобы может быть, чуть ли не диаметрально разная физиология, что у одного может быть диабет, а когда контроль над башкой берет другая личность, у нее все может быть в порядке.
Почитай про Билли Милигана!
Почитал, похоже в фильме не раскрыто и 10% всех приколов Миллигана. Но, там есть только про то, что у всех был разный IQ . Ну и на самом деле количество личностей в его голове выросло после того, как его насиловал отчим. Это как раз та сюжетная подоплека которую сценаристы отвели девушке Кейси, единственно выжившей.
На этом сюжете есть где развернуться — все ограничено только масштабами режиссера.
Фильм к истории Милигана никакого отношения не имеет. Ты не вики почитай а книгу Киза «Таинственная история Билли Милигана». Это документальный роман, он мне просто мозг взорвал!!!
Ди Каприо жаждет эту роль.
Ну, скажем, не никакого отношения не имеет, а взят за основу и основательно переработан. То что в Сплите есть от Миллигана чуть больше чем дофига, ты же не будешь отрицать очевидное?
Или ты всегда против ;)
Я против только когда ты «высасываешь из пальца». Я же не виновата что ты очень часто это делаешь
Т.е. в Сплите НИЧЕГО нет от Билли Миллигана?
Ясненько-понятненько… вопросов больше нет )
Да, она не профессионал, но по сравнению с остальными — она супер профессионал, потому что сейчас таких людей с расщеплённым сознанием тысячи. И все они наблюдаются у профессионалов? Особенно, как представлю наших психиатров и психологов, так ужас берёт.
Тоже читала что количество людей, с расщепленным сознанием все увеличивается и увеличивается и это только то что диагностировано, а сколько нет? Меня в этих историях поражает что вытворяет наш мозг. Хотя если вспомнить что говорит на лекциях Татьяна Черниговская, то мозг вовсе нам не принадлежит и мы вовсе им не управляем.
За психиатрию не скажу, а психологи отличные есть и у нас в городе!