Ну, вот не знаю, что творит со мной М. Найт Шьямалан, но, невзирая на сплошные разочарования в его многих картинах, я продолжаю в него верить и ждать, надеясь, шедевр уровня «Шестого чувства» или «Знаков». И пусть «Сплит» к ним не приблизился, всё-таки, он подтвердил, что М. Найт Шьямалан по-прежнему живой. В преддверии премьеры хоррора «Стекло» просто обязательно было смотреть «Неуязвимого», которого по какой-то нелепой случайности до сих пор не видела – ведь именно «Стекло» должен соединить картины в трилогию о супергероях среди нас. И, судя по названию картины, главным персонажем станет именно мистер Прайс, Стекло, Стекляшка. Вот с этой позиции было интересно наблюдать развитие событий в «Неуязвимом».
М. Найта Шьямалана называют мастером твистов, то есть, резких поворотов в картине, на которых, собственно, держится любой саспенс. И он не подкачал. Не будь такого поворота на финише, я бы точно назвала картину слабой, сырой, неразработанной, с растянутым сюжетом. Правда, в картине есть сцены, прямо напрашивающиеся, чтобы их подрезали, укоротили, выбросили, наконец.
Но можно смело сказать, что мне понравилось в «Неуязвимом» бодрое начало. И по ходу своей рецензии разберу пару-тройку других эпизодов.
Дэвид Данн (Брюс Уиллис) мчится в скором поезде, все пассажиры которого обречены. Сцена заигрывания Данна с симпатичной соседкой очень трогательная, когда узнаёшь, почему он себя так ведёт – снимает обручальное кольцо и пытается завязать знакомство. Лицо у Данна скорбное, огромные глаза Уиллиса переполнены печалью и на грани слёз.
Наверное, я бы тоже не очень радовалась, зная, в какие бездны устремляется его я в поисках себя. Вот так вот живёшь в неясной тоске и вдруг узнаёшь, что ты особенный, ты – супер. Пока без слова «герой», но уже на подходе к этой комбинации. Поезд взорвался, все погибли. Но он выжил.
И это не принесло ему радости, а лишь опустошение. В какую-то нелепую удачу он не поверил. И правильно сделал. Слишком много ему было отпущено свыше, чтобы соотнести это со случайностью. Трагедия подталкивает Данна начать внимательно изучать свою прошлую жизнь. Происходит встреча с мистером Прайсом, художником-галеристом, специализирующемся на комиксах.
Прайс (Сэмюэл Л. Джексон) огорошивает Данна своей теорией об их исключительности. Он, Прайс, родился с синдромом хрупких костей и пережил множество переломов, а вот Данн, в противоположность ему, ни разу не только не болел, но и умудрился пережить две катастрофы без царапин. Согласно теории Прайса они два полюса единого целого. Естественно Данн очень скептически воспринял такую идею. Но мистер Стекло не сдаётся. Он преследует Данна, постоянно вмешивается в его жизнь через его семью, жену и сына.
Жена Данна (Робин Райт) находится на развилке своей жизни – она и готова развестись с мужем, и начать всё с ним с чистого листа. Вот эти сомнения и метания мне показались убедительными и нетривиальными, а сама она предстала мудрой женщиной, которая ради прошлой любви готова снова войти в реку.
Сын Данна играет существенную роль в понимании характера Данна. Он – третий страдалец в истории Шьямалана, и чем-то напомнил персонажа Хэйли Джоэла Осмента из «Шестого чувства» и по характеру (слезливость, нервность) и чисто внешне.
Сын сразу поверил в теорию мистера Прайса об уникальности своего отца, и сцена в качалке очень напряжённая, если не ключевая. Причём, сын идёт вместе с отцом на страшный риск, причём, мы к этому времени уже знаем, как эти двое близки друг другу – и смерть одного неминуемо повлечёт если не смерть, то душевное омертвение другого.
Так, постепенно, через инструкции мистера Прайса, его теоретические доказательства, Дан подталкивается к главному делу своей жизни – предотвращению убийства, несчастья, трагедии. Он действительно умеет считывать суть людей, прикоснувшись к ним рукой, плечом. Правда, ему не очень удалось прочитать самого Шьямалана в одном из эпизодов на стадионе, где тот типично появляется, чтобы порадовать своих фанатов. И, хитрец, выбирает для себя очень насыщенную роль камео.
И такая тема мне очень нравится – я фанат фильма «Супермен» Ричарда Доннера с Кристофером Ривом. Нет, ничего такого гротескного и фантастического Данн не совершает. И вот первая же его миссия мне показалась какой-то искусственной, словно я ожидала чего-то в духе супермена, а не просто противостояние маньяку. Хотя, если пораскинуть умом, всё очень в духе «Сплита» — маньяки, заложницы, насилие. И в «Стекле», если вы уже видели трейлер, эта линия продолжается.
Время от времени на горизонте возникает мистер Прайс, намекая, что он есть, он присутствует в событиях, происходящих вокруг Данна.
А события эти развиваются так медленно, что дважды я отогнала от себя навязчивую мысль «скучно, очень скучно». И ещё очень бесила музыка Джеймса Ньютона Ховарда, которого, в общем-то люблю в «Знаках», «Красотке» и «Шестом чувстве». И вот когда стало уже совсем невмоготу, случился очередной твист в истории, за который, похоже, мы все так любим Шьямалана.
Но об этом я вам ничего не скажу – достаточно спойлеров – переваривайте.
Читайте посты по этой теме:
Разобьётся ли «Стекло» М. Найта Шьямалана
Фильм полностью сырой, скучный и нудный. Бердман с задачей показать супергероя в реальной жизни справился в разы лучше, я не говорю уже о Хранителях или Пипце. Сплит у Шьямалана разительно отличается от Неуязвимого в лучшую сторону. Посмотрим как он все это увяжет, хотелось бы чтобы у него получилась более связанная история, без провалов по динамике и драматизму.
В эпизодической роли посетителя стадиона, подозревающегося в торговле наркотиками, снялся режиссёр картины М. Найт Шьямалан.
Да, я об этом написала, но не так открыто)