«При первых проблесках зари» — ещё одна жемчужина в короне сериала «Коломбо». Я бы не удивилась, узнай, что картину поставил Патрик Макгуэн, настолько она в его режиссёрском стиле. Но нет, в режиссёрском кресле Харви Харт, у которого за плечами уже несколько фильмов для сериала — «Смертельный номер», «Забытая леди». Его «Горе от ума», мне предстоит посмотреть в конце этого сезона.
«При первых проблесках зари» снят очень строго и лаконично, по-военному, ведь действие происходит в военной академии «Хайнс» и в роли злодея несравненный Патрик Макгуэн, что компенсирует его отсутствие в качестве режиссёра.
В картине ровный второй план, никто не утянул одеяло на себя – всё сфокусировано на отточенной игре двух актёров – Питера Фалька и Патрика Макгуэна и эти ребята вновь не подвели. Юмор в сторону – преступник слишком высокого класса.
И, всё-таки, картина пронизана мягким и добрым юмором, который вносит, как всегда Коломбо, если встал на ту ногу и не запуган женой.
В этот раз преступление совершено в закрытой частной военной академии, куда ринулся отряд полиции, получив сообщении о гибели Хайнса (Том Симкокс), одного из членов попечительского совета и внука основателя учреждения. Гибель произошла на глазах сотен зрителей и кадетов, когда Хайнс потянул на себя фитиль пушки, чтобы ознаменовать начало праздника в честь основания академии. Так как эта серия неукоснительно следует формуле сериала, то к этому моменту уже ясна расстановка сил. Полковник Румфорд и бывший кадет Хайнс, ставший во главе академии в силу своих родственных связей, настоящие враги.
Всё потому, что их взгляды на будущее академии разошлись радикально.
Румфорд – консерватор, поборник жёсткой дисциплины и категорически против набора девушек в кадеты. Хайнс – за совместное обучение и перестройку корпусов под женский набор. Он уже настроил против полковника весь совет, и тому ничего не остаётся делать, как убрать ненавистную помеху. К сожалению, полковник одинок, как перст, ему не прожить без этих молодых рекрутов, несмотря на его к ним презрение. Пусть он не видит в них воплощение своих идеалов, но другого пути для себя он тоже не видит.
Есть потрясающая сцена между ним и лейтенантом Коломбо в его кабинете, когда Румфорд вдруг размягчается и рассказывает о себе такие интимные вещи, что я понимаю, какой противоречивый это человек. Сыграна эта сцена на уровне крещендо, так много тонких нюансов в его признании – он смущается, ему неловко рассказывать о таком нежном женском хобби, но ему почему-то хочется сказать об этом именно Коломбо.
Лейтенанту не по себе от такого разговора, он явно не готов к исповеди этого сухаря, хотя привык быть исповедником за долгие годы своей службы. Мне кажется, что Румфорд не надеялся на то, что Коломбо после этого разговора как-то изменит своё мнение о начальнике академии. Просто ему захотелось высказаться, и детектив показался ему именно таким надёжным человеком. Румфорд прекрасный психолог, через его командование прошли тысячи кадетов, и он почувствовал, что находится на подозрении, а потому удобного момента для разговора может не представиться.
В этой серии много подобных психологических моментов. Правила академии очень жёсткие, за нарушения строгие наказания. Но парни идут на всё, чтобы их нарушить – распитие алкоголя для них адреналин. Поймают или нет? Банка с сидром, которую увидел при первых проблесках зари полковник, сгубила всю его тщательно продуманную стратегию убийства. Если бы он отпустил эту мальчишескую провинность (небось, и сам был когда-то молодым), то, вероятно, у Коломбо не хватило бы улик против Румфорда и пришлось бы ему остаться ни с чем. Но привычка полковника быть беспощадным сослужила ему в этот раз плохую службу. Очень интересно наблюдать за Коломбо, который остался на ночь в академии, чтобы утром продолжить расследование.
Его могли определить в гостевой домик, но лейтенант напросился в общий кампус, чтобы наблюдать за всеми изнутри. Лишний раз убедилась, как он неприхотлив. Так смешно, как он просит носки у одного из кадетов! В этом фильме Коломбо вновь демонстрирует свой исключительный нюх на преступника, он сразу отметает Спрингера (Марк Вилер) как невиновного в несчастном случае – а ведь полковник так и подталкивает следствие в сторону этого мальчишки.
Безалаберный, недисциплинированный, разве такой не способен оставить тряпку в стволе орудия? Самоуверенность полковника даёт осечку, и за этим следует целая цепочка событий, ведущих к его фиаско.