В канун 9 мая, традиционно смотрю какой-нибудь фильм о войне. На этот раз решил посмотреть, как триумфально вернулся из небытия Мел Гибсон с военной драмой «По соображениям совести», пускай и не взявшей главные призы в номинациях Лучший фильм, Лучший режиссер и Лучший актер, но получившей статуэтки за Лучший звук и Монтаж, традиционно утешительные.
Один лишь факт, что картина Мела Гибсона номинирована на Оскар, прошла шорт лист и на равных билась за главный приз, уже грандиозный прорыв из многолетней информационной блокады и негатива, в котором находилось его имя. Простил ли Голливуд Мела Гибсона, читайте в этом нашем посте, а мы же перейдем непосредственно к самой сути.
Рецензия на фильм «По соображениям совести»:
Итак, Дезмонд Досс — реальный человек, медик, который вытащил почти 90 раненых из мясорубки в бою под Окинавой, за что получил высшую военную награду, не взяв за все время в руки оружие. Про Дезмонда Досса у нас отдельный большой пост —
Фильм «По соображениям совести» снят превосходно. А чего можно еще ожидать от человека, который снял такое культовое батальное полотно, как «Храброе сердце»?
Были у меня предубеждения по отношению к исполнителю главной роли Дэзмонда Досса — Эндрю Гарфилду. Но все растаяло как «с белых яблонь дым», Гарфилд отличный актер, из которого Гибсон выжал именно то, что было запланировано.
Учитывая, что главный герой фильма «По соображениям совести» глубоко верующий адвентист, которому именно его вера не дает прикасаться к оружию, были сомнения насчет того, как это будет показано в фильме. Не скатится ли фильм к религиозным концепциям, общению с Богом и тому подобной эзотерике. НЕТ, баланс соблюден отлично — нет религиозного фанатизма, нет как такового культа религии. Все показано максимально естественно и достоверно. Веришь, что именно так и пытался Дезмонд реализовать свое предназначение.
Больше всего понравилось то, что Дезмонд спасал всех! В том числе раненые японцы, которых он вынес поля боя! Это настоящее следование своим убеждениям, и оно вызвало уважение у боевых товарищей, которые поначалу презирали доходягу, боявшегося взять оружие в руки.
Как уже выше было отмечено, батальные сцены сняты с максимальным реализмом — кровавая каша, в которой гибнут вне зависимости от личных качеств или симпатий. Сильно напоминает высадку в Нормандии в «Спасении рядового Райана», но тут уж, извините, все фильмы про войну вынуждены в той или иной степени быть похожими на фильм Спилберга. Даже если сходства нет.
Сержант Ховелл в исполнении Винса Вонса — это вылитый сержант Хартман из «Цельнометаллической оболочки» Кубрика. Хотя и явно помягче.
Фильм получился антивоенным, однако не достаточно (об этом в минусах).
Традиционно нашлось место и для минусов
Фильм позиционировался как антивоенный, но все-таки, фильм больше о другом. Антивоенный акцент смещен благодаря тому, что американцы, уничтожающие защитников Окинавы, показаны праведными героями, выполняющими свой долг. Здесь нет рассуждений о целесообразности этой войны, нет рассуждений относительно необходимости ехать через океан на чужую землю и там погибать. В фильме «По соображениям совести» это очевидная и незыблемая данность. Основной антивоенный посыл идет со стороны отца Дэзмонда Досса, который, однако, показан слабым алкоголиком, избивающим свою жену и детей, что нивелирует этот, им излучаемый, антивоенный посыл.
Сами боевые действия, когда солдаты лезут по висящей сетке на плато, которое чуть ли не насквозь простреливается с укрепленных позиций японцев, выглядят нелогично и глупо, что, впрочем, не отменяет их реалистичности. Плато не пытаются обойти с другой стороны, не пытаются обвалить часть, образовав пологую насыпь и не используют никакой техники. В качестве арт подготовки самоубийственного наступления на доты и укреп район, изобилующий подземными ходами, господствующими высотами, колючей проволокой и прочими прелестями, используются лишь крупнокалиберные снаряды с военных кораблей. После чего бравые американцы идут на убой, имея с собой лишь стрелковое оружие. Так же резануло глаз превосходство американцев в боевых действиях с японцами, которые просто закидывали янки своими трупами, аля зерг раш из старкрафта. Ну, и сцены с повесившимися на собственных ремнях японцами в подземном доте, а так же ритуальная сепука высших военных японских чинов (ну, куда без этого в фильме о японцах?) — это немного слишком пошловато-патриотично.
Будь я другой национальности, чьи предки не шагали бы парадом Победы в Берлине, и если бы мой дед не мочил бы япошек в составе танкового батальона в Маньчжурии, то я бы наверно тоже встал и похлопал в ладоши после просмотра, как это сделали в Каннах. Но, увы, учитывая все вышесказанное, я смотрю на фильм «По соображениям совести» как на очередную агитку, когда бравые американцы, на чьей стороне Бог (а кто тогда помог Дэзмонду и в его лице всем американцам победить в бою при Окинаве, ну, конечно же, не ядерная бомбардировка мирных городов Хиросимы и Нагасаки) в очередной раз спасли мир. Да, агитка снята «на все деньги», талантливо, красиво и реалистично, но это не отменяет ее сути.
Если бы «По соображениям совести» был снят по совести, то он должен был бы стать именно антивоенным, со всеми сопутствующими атрибутами, демонстрирующими кровавую преступность войны.