В моём списке фильмов Джозефа Лео Манкевича ещё один гигант, заслуживающий внимания. «Письмо трём жёнам» не имеет и сотой доли остроты и перца драмы «Всё о Еве», но в нём есть любопытные моменты.
Например, сюжет – три семьи, где мужья не могут выбросить из головы подругу дней своих суровых, Эдди Росс, которая, в той или иной степени (в какой, не уточняется) занимала место в их жизни. Эдди покажут в фильме только однажды, и то со спины, что очень выглядит натянуто. Она как призрак витает над семьями, не давая никому расслабиться — все о ней говорят, но она присутствует косвенно, напоминая о себе подарком редкой пластинки Брамса или своей фотографией на пианино богача Портера.
И вот когда вроде бы все семьи устоялись в своих некритичных состояниях, Эдди нанесла удар. Она сбежала из города с одним из мужчин. Об этом она написала письмо, которое было вручено женщинам прямо перед отплытием экскурсионного теплохода.
Прочитав письмо, они, естественно, могли бы под каким-то предлогом покинуть вдруг ставший ненавистным теплоход, но не стали этого делать. Вернее, этого не стал делать сценарист, заставив их мучиться весь день с чужими детьми на пикнике, скаутских квестах, у костра в лесу, на высоких каблуках, шёлковых блузках и обтянутых юбках.
Этот оригинальный приём дал шанс заглянуть в их семью через воспоминания. Вроде и они сами задались вопросом «Неужели мой муженёк сбежал с Эдди? Или бог миловал?» Сначала нас погружают в семью Деборы Бишоп (Джин Крейн). Она познакомилась с Брэдом (Джеффри Линн) на флоте, оба проходили службу, и он не устоял. Дебора знала, что сорвала джекпот, отхватив парня, мечту всех женщин.
И он богат. Дебора боится встречаться с его друзьями, она заранее уверена, что проиграет в сравнении. Кто она такая? Девчонка с фермы. Её низкое происхождение и отсутствие вкуса обставлено с голливудским размахом – унижать, так унижать. Дебора приоделась в платье, которым только палубу драить. Но ровно на животе посажен огромный цветок. Даже в чёрно-белом изображении видно, как безобразен такой наряд. Этого мало, надо ещё добавить дырищу, куда и пристёгнут на булавку этот декор.
В этом украшательстве участвует Рита. Она и её муж Джордж первыми явились для знакомства с новоиспечённой женой Брэда. Никак не ожидала от дамы из высшего общества такой «помощи» подруге.
Да и всё это высшее общество по ходу истории вызывало отвращение, и вряд ли режиссёр хотел от меня такой реакции.
Знакомимся дальше. Теперь в воспоминания ушла Рита Фиппс (Энн Сотерн). Так как 50-е это время радио, то Рита нашла себя в передачах – она пишет дурацкие слезливые радио-пьесы, в которые вставляют такую же идиотскую рекламу. Рита вспоминает эпизод, когда она перевернула вверх тормашками весь дом ради светского приёма своей начальницы, полнейшей дуры, которую я бы на порог не пустила. Но Рита не только сама прогнулась, но и друзей подставила.
При этом она и думать забыла что это был день рождения Джорджа, её мужа. А Джордж (Кирк Дуглас), надо признаться, самый приятный персонаж из всех шести друзей-приятелей.
Он учитель литературы. Зарабатывает много меньше своей жены, но бросать работу не намерен, несмотря на то, что жена постоянно ищет ему прибыльное занятие на радио. Джордж спрашивает: «А кто будет нести разумное, доброе, вечное детям, если все побегут за прибылью?» (Как мощно перекликается с российской действительностью, правда?) Джордж тоже под подозрением – неужто он сбежал с девушкой, которая когда-то играла с ним в школьной шекспировской пьесе?
И, наконец, третий флэшбэк. Красивая Линда Дарнелл в роли бывшей продавщицы Лоры Мэй, сумевшей заарканить своего босса Портера.
Я уже упоминала фотографию пресловутой Эдди Росс в серебряной рамке на пианино. Именно так хочет о себе напоминать продавщица. При помощи нехитрых женских трюков – доступ к телу только после замужества — она доводит Портера до исступления.
Портер немолод, он уже был женат. Кроме того, у него есть идеал, как и у его двух друзей, Джорджа и Брэда. Этот идеал – Эдди Росс. Все женщины, Дебора, Рита и Лора Мэй не дотягивают до этого божества, в них нет класса. Это понятие «класс» висит Дамокловым мечом над женщинами. Не знаю, в чём выражался класс Эдди Росс, но если она часть вот такого высшего света, что презентовал режиссёр Манкевич, то это ни в какие ворота не лезет.
Все женщины скучны до скрежета зубовного. Они бездельницы. Правда, Рита «вкалывает» — воспроизводит литературный хлам. Неотъемлемая часть их ежедневного пейзажа — сигарета в зубах и виски в стакане. Заботы только о внешнем виде — даже отправившись на пикник в качестве помощниц, они умудрились вырядиться так, чтобы как можно меньше работать. Исключение составила Лора Мэй, она единственная переоделась в спортивную форму, чтобы бегать с ребятишками.
Я не испытывала никакой симпатии к этим дамочкам, вспоминающим свою никчемную жизнь. Они вдруг поняли, что любят своих мужей со всеми недостатками и задёргались от мысли, что их жизнь изменится. И вдруг мне подумалось «А был ли мальчик? В смысле, была ли вообще Эдди Росс? Мечта, недосягаемый идеал?» Все три семьи вызвали у меня сплошные вопросы. Все они снобы, стремящиеся завоевать благосклонность своего круга, прогибаясь под него и отказываясь от своей сущности.
Муж Риты, Джордж, произносит осуждающий монолог, где требует от жены вернуться к себе прежней, которую он любил и уважал.
Дебора вряд ли вернётся к своей фермерской или флотской сути. Она оттолкнулась от тех берегов навсегда.
Лора Мэй не кажется мне человеком, способным что-то изменить в своей жизни – в погоне за деньгами она потеряла себя. В ней было больше теплоты на крошечной кухне с матерью и её подругой Сэди (изумительная характерная актриса Тельма Риттер).
И поразительный факт из жизни актрисы Линды Дарнелл – она сгорела в своём доме в 42 года. Смотрела фильм со своим участием «Звёздная пыль», уснула, не потушив сигарету. Как вам такой кошмар?
Что же в сухом остатке впечатлений? Конечно фильм длинноват. Я бы оставила две семьи и того за глаза и за уши. Какие семьи? Деборы и Брэда.
Плохо раскрыта их история. Почему Брэд куда-то уезжает с ночёвками? Чем занимается Дебора? Почему она так радикально изменилась?
Конечно, Рита и Джордж. Динамичная семья, любят юмор и ссоры. Жалко, что совсем не показаны их дети близнецы. Всё как-то за кадром.
Прочитала, что планировался сценарий с названием «Письмо четырём жёнам», и в одной из историй должна была играть Энн Бакстер, Ева из фильма «Всё о Еве«. Для этого надо было снимать ситком.