Давным-давно была наслышана об этом фильме, знаю, что он оказал влияние на много других картин и является национальным достоянием Австралии. Кроме того, люблю режиссёра Питера Уира и его фильмы «Галлиполи», «Год опасной жизни», «Шоу Трумана» и «Вид на жительство». В общем, дошла очередь и до «Пикника у Висячей скалы». Готовила себя морально к этому необычному путешествию и всё равно оказалась не готова к такому гипнотическому воздействию.
Это действительно путешествие без конечного пункта прибытия и тем, кто любит ответы и разъяснения, фильм станет огромным разочарованием. Тем же, кто является фанатом самого путешествия и любит всё испытать на своей шкуре, картина придётся в самый раз. Вы словно войдёте в событие вместе с этими девчонками, но, в отличие от некоторых из них, вернётесь домой в целости и сохранности, правда, с несколько потрясённым воображением, и это будет долго мучить.
На дворе 1900 год, действие происходит в закрытой школе для девушек из богатых семей. В школе царит суровая дисциплина, и хозяйка школы, миссис Эпплуард требует от воспитанниц идеального поведения. За малейшие провинности следует наказание. Вот и на этот раз нашлась нарушительница спокойствия, Сара, которую лишили поездки на пикник у Висячей Скалы – пусть в назидание посидит дома.
Каким контрастом выступают прибывшие на пикник с окружающей природой! Под белоснежными кружевными платьями зашнурованные корсеты, зонтики от солнца, громкий смех и веселье на фоне молчаливой природы с её бесчисленными насекомыми, ящерицами и птицами, погружёнными в свою ежедневную деятельность.
Даже музыка (Брюс Смитон) выступает резким диссонансом и не настраивает на благодушный исход, но конфликт. Конфликт чувств, времени, подавленной плоти, культур. И всё это, так или иначе, приводит к исчезновению. В книгах, фильмах, связанных с Викторианским периодом, нам всё время говорят о том, как подавлялись сексуальные желания. Классический пример этому – «Женщина французского лейтенанта» Джона Фаулза. Нигде вы не встретите более тщательного анализа чувств женщины 19 века, живущей в мире запретов и ограничений.
На запретах и ограничениях выстроена вся жизнь в школе – только так миссис Эпплуард выбьет всякие фантазии из своих воспитанниц.
Необъяснимое исчезновение нескольких воспитанниц настолько пошатнёт всё мировоззрение самой директрисы, что подвигнет её на жуткий шаг у Висячей скалы. Всё в этой картине необъяснимо. И в этом её очарование и мистицизм.
Объяснения привели бы к обратному эффекту, и картина просто стала бы детективом или триллером. Здесь же режиссёр разбрасывает символы и образы, которые будят фантазию.
Почему появляются лебеди, а девушка на верхушке скалы вскидывает руки, как крылья, словно пытается взмыть в небо. Почему, одна из девушек находится после пропажи, а на её босых ногах нет и следа от блужданий среди скал – ни царапин, но порезов. И таких необъяснимых моментов туча. Всё, что кажется важным, таким не является. А то, что представляется обыденным, побуждает к размышлению.
Только воображение и фантазия становятся главной реальностью фильма. То, что Австралия является местом действия, тоже придаёт специфику происходящему – так далеко от остального мира, и всё-таки, викторианские порядки просочились в мир, где главенствует природа.
Историю, случившуюся в «Пикнике у Висячей скалы», можно рассматривать в разных вариантах (опять же, всё зависит от фантазии) – как символ ужасов и лицемерия Викторианского общества, как критику европейских идеалов, привнесённых на чужеродную почву, как конец одной эпохи и начало другой, более близкой и знакомой нам. Или как конфликт природы и цивилизации, где всегда побеждает природа и не даёт себя приручить. В том, что природа обязательно выиграет у человека, сомневаться не приходится. Так уже не раз случилось.
Читайте пост на схожую тему: