Обнажённый город \ The Naked City (1948) – реж. Жюль Дассен

«Обнаженный город» это второй фильм из моего списка режиссера Жюля Дассена. Первый, «Ночь и город», сильно меня впечатлил. Между ними два года разницы, но, кажется, между ними вечность, настолько один смотрится современно и вовлекает в происходящее, а другой, о котором сейчас пишу, вызывает лишь слабый отклик. Я еще не смотрела «Мужские разборки» («Рифифи»), считающимся вершиной французского нуара.

Жюль Дассен (отец певца Джо Дассена) работал в двух кино-индустриях, американской и французской.

Несмотря на моё критическое отношение к некоторым аспектам картины «Обнажённый город», я оценила, как интересно снят Нью-Йорк, как тесно выстроена взаимосвязь города и проживающих в нем людей. Некоторые сцены выглядят гротескно, особенно момент погони за убийцей. Ловить человека в этом муравейнике кажется мне бесполезным делом, но эти сцены незабываемы – картинка врезается в память, настолько все эпично – и сумасшедшее преследование, и то, как с каждой минутой слабеет преследуемый, его карабканье по бесконечным лестницам моста и смертельный прыжок вниз.

Город фактически один из героев фильма, не просто красивый фон, он живой и дышит. Не зря голос за кадром горделиво заявляет, что все снято на улицах Большого Яблока. Действительно, трудно представить, чтобы сегодня такое можно было повторить.

История плотно засажена персонажами, даже слишком.

В центре два детектива – пожилой лейтенант Малдун и молодой, Донахью.

Малдун притягивал к своему герою все мое внимание, он такой настоящий, не двухмерный.

Маленького роста, почти старичок, но многократно интереснее и глубже Донахью, высокого, статного и привлекательного молодого человека. То ли это издержки сценария, то ли нехватка мастерства у актера Фрэнка Конроя. В Барри Фицджеральде, исполняющем роль старого полицейского служаки, мастерства хоть отбавляй – блестящая ирландская актерская школа так и прёт из актера, от него глаз не отвести. В нем поместился и сыщик Мэгре, и Коломбо, и даже комиссар Жюв, особенно, когда в ход пускается богатейшая мимика Барри.

Детективы расследуют убийство девушки из модельного бизнеса Джин Декстер. Пропали ее многочисленные драгоценности и в этом преступлении подозреваются два ее знакомца, Фрэнк Найлз (Говард Дафф – «Пока город спит») и неуловимый мистер Хендерсон, как оказалось в дальнейшем, респектабельный доктор. Перед зрителем разворачивается история жизни Джин Декстер, любительницы удовольствий, сомнительных знакомств и попросту мошенницы.

В течение нескольких дней сыщики перетряхивают всех знакомых Декстер. Перед нами проходит целая портретная галерея колоритных персонажей и даже те, по ком плачет психушка — просто пиршество для глаз.

В этой галерее и Фрэнк Найлз, врун и отпетый мошенник.

Как же хорошо он сыгран Говардом Даффом – бегающие глазки, туповатое выражение лица и бесконечное переобувание в воздухе. Его спарринг с лейтенантом Малдуном бьет наповал.

В отношениях с женщинами Фрэнк работает на множестве фронтов. Он собирается жениться на Рут, подруге Джин, и спит с обеими. Он наводит сообщников на квартиры богатеньких приятелей доктора Стоунмена, который стыдливо выдает себя за другого. Он и есть неуловимый Хендерсон, человек, упавший ниже плинтуса даже в собственных глазах. При поимке он готов свести счеты с жизнью, но полиция решила иначе и продлила его поход к позорному столбу.

Нам дана возможность почувствовать себя в шкуре полицейских. Малдун, мозг расследования, сразу выдвигает версию, что главные преступники за кулисами. Для такого убийства нужна особая закалка, даже прыть. Шаг за шагом открывается вид на нового персонажа, бывшего боксера по имени Гарса (Тед де Корсия). Скакать по лестницам и крышам, ускользая, как горный козел от любой погони, это не фунт изюму съесть. И он это демонстрирует всеми своими мускулами.

О финальной сцене на мосту я сказала выше.

Распевая дифирамбы такому персонажу истории как лейтенант Малдун, о семейной жизни которого чуть-чуть поведал один эпизод, хочу сказать о совершенно фальшивой линии, показывающей супружество его напарника Донахью. Удивила его постоянная смена костюмов, прямо как у представителя модельного бизнеса. Его поведение дома насквозь картинно и вызывает неприятие. Отношения с женой зашкаливают даже для голливудских шаблонов. Кен и Барби в экстриме.

Время от времени вплетается разговор о сыне или сцены с ним. Все идеально, но надо отшлепать ребенка, как предлагает измученная бездельем жена. Поцелуйчики, объятия, совместный обед отбивают всякий интерес к их пластмассовой истории. Пустые насквозь персонажи. Местами актер Фрэнк Конрой, играющий этого детектива, напоминал мне моего любимца Кэри Элвеса в роли Робин Гуда в незабываемой комедии Мела Брукса. Только вспомните, как великолепно играло лицо актера, на котором и мысль не пробегала.

И, наконец, то, о чем можно было сказать с самого начала. Голос за кадром. Да, иногда я совсем не против такого приема в кинематографе, он логично вписывается, если история рассказывается от первого лица. Здесь же этот голос буквально преследует и раздражает, особенно, когда он не только комментирует все, что на экране, но и напрямую обращается к действующим лицам. «Газа (обращаясь к убийце) ты прав, лучше ехать на автобусе. Не повезло. Придется ехать на метро». И такой безумный односторонний разговор ведется на протяжении всей картины. Когда он замолкал, я просила мысленно: «Не начинай эту тягомотину снова, это ужасно раздражает».

Советую ли я вам посмотреть фильм-нуар «Обнаженный город». Да, если вы поклонник этого жанра и готовы переступить через мелкие просчеты и, полагаясь на свою преданность такому стилю, открыть для себя его какую-то новую грань.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *