С новым 2020 годом! Нельзя сказать, что 2019 год был богат на хорошие фильмы, отнюдь, с каждым годом тенденция на ухудшение качества по всем фронтам только усиливается.
Естественной реакцией на это становится возврат к классике (что вы наверняка успели заметить на страницах нашего киноблога), попытка свериться с ориентирами из прошлого — а туда ли идет мировой кинематограф, развивается ли он вообще? Не забрел ли он в подворотню и не стал ли там спиваться, употребляя вдогонку тяжелые наркотические средства?! Да, наш алкоголик-джанки действительно лежит в тупике, и несмотря на то, что приход у него действительно красочный, окружающая действительность это, по-прежнему, зассаная и заваленная мусором подворотня. Визуальное насилие из спецэффектов призвано сносить крышу зрителю и не оставлять ничего, кроме вау и гула в башке после оглушительного фейерверка. Отсутствие глобальных, серьезных и взрослых тем — приговор современному кинематографу и его визитная карточка. Полный и беспробудный инфантилизм, бесконечное развлечение и квинтэссенция этого в комиксах, штампующихся на фабрике грез нон-стоп.
Попыткой выйти из этого больного состояние стал вначале «Логан«, а после него уже и «Джокер». Первый затронул кризис среднего возраста, когда жизнь заканчивается, силы на исходе, а ты до сих пор не реализовал себя, до сих пор находишься в поиске и неуверенном состоянии.
Эта паника и отчаяние были отлично переданы Хью Джекманом.
Второй, было, замахнулся на самую горячую в мире тему — причину мирового кризиса, когда происходит слом старой системы, капиталистические устои шатаются, штукатурка и облицовка валится кусками, а новости пестрят забастовками и огромными массовыми волнениями по всему миру, особенно в процветающих странах первого мира. Кризисы фондовых рынков и экономической системы в целом идут по нарастающей с 2008 года. Все это инстинктивно чувствуют как усиливающиеся сейсмические толчки, но истинные причины Джокеру вскрыть так и не удалось, прикрывшись фиговым листком из мантры «равнодушное общество vs простой человек». И это было основной моей претензией к фильму. В целом, первые ласточки есть, а самое главное, есть на эти серьезные темы огромный и нереализованный спрос, что выражается в огромных сборах «Джокера», восторженных отзывов критиков и, наверняка, получение главной кинонаграды планеты. Так что прогноз на 2020 год — появление фильмов, затрагивающих тему кризиса в современном обществе, все более усиливающееся расслоение и образование пропасти между богатыми и бедными. Вопрос, а найдут ли в себе силы создатели отразить истинные причины происходящего?
Закончить бы хотелось фразой — чем дальше, тем более понятны становятся слова — лишь бы не было войны и мир вашему дому.
Поэтому хочется пожелать на новый и последующий год — пусть война останется только в фильмах и компьютерных играх.