Режиссёр Пол Мазурски снял «Москву на Гудзоне» с Робби Уильямсом и Савелием Крамаровым, но мне интересна именно эта его картина, «Незамужняя женщина». Какая живая история, какие живые актёры! Сколько человеческого тепла и достоверности в их рассказе. Ничего не раздражает, не бесят диалоги. Редкий случай с американским кино.
Но фильмы 70-х славны именно этим, теплотой. Все персонажи, без исключения, интересны. Понравились и мужчины, и женщины. Понравился мир художников и галерей Сохо, ещё простой, доступный. Эрика как раз галерист.
Режиссёру пять баллов за проникновенный рассказ о разведённой женщине, её метаниях и поиске своего места после двух десятков лет замужества. И, несомненно, главной актрисе этого маленького шедевра, Джилл Клейбёрг, всё моё восхищение и признательность.
Конечно это сказка. Я понимаю и с радостью принимаю установку этого жанра, мелодрамы. Хоть самой не довелось побывать в шкуре разведённой женщины, знаю, какой мстительной и опасной может быть раненая женщина. Но это тема триллера, а не романтической комедии.
История произошла на фоне конца 70-х, но даже в Нью-Йорке эмансипация не достигла тех вершин, на которые взгромоздилась нынче. Ещё нет зашкаливающей толерантности. Ещё агрессивны мужчины. Все намёки понимаются правильно.
Пасторальное начало – Эрика (Джилл Клейбёрг) и Мартин (Майкл Мёрфи) – идеальная супружеская пара. У них есть всё, любимая и любящая дочь, хорошая работа, роскошная квартира в Ист-Энде. И в интимной сфере полный порядок.
Как гром среди ясного неба признание Мартина, что он уже год живёт на два дома. Мартин плачет, а Эрику рвёт прямо на улице. С этой минуты она такая же, как все её неустроенные подруги. И как вообще она затесалась в эту компанию? Наверняка Эрике было приятно осознавать себя счастливой, слушая горестные рассказы подруг об их женской несчастной доле. У неё-то всё идеально. Здесь мне сразу пришёл на ум фильм «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Там точно также героиня Лив Ульман находилась в счастливом неведении относительно радикальных планов мужа по смене старой партнёрши на новую. Эрика убита. И кто бы не убился, узнав такое?
Эрика ведёт себя типично по-американски – посещает сеансы психоаналитика. Эти визиты изумительно достоверны – и пациентка, и психоаналитик в одном положении, оба в разводе и в состоянии вселенской печали. Доктор даёт Эрике хороший совет – не чураться мужчин, а присмотреться к ним – они же люди.
Эрика начала присматриваться. Приобретать новый сексуальный опыт и главное, не привязываться. Пока она не добралась до художника Сола Каплана (Алан Бейтс).
Он старомоден в отношениях. Он хочет стабильности и настоящей семьи. Эрика хорохорится, демонстрирует свою независимость, но в том-то и дело, что иногда хочется немножко зависеть от мужчины. Финал фильма, когда Сол оставляет Эрику на улице со своей огромной картиной, можно читать по-разному. Вот она твоя свобода, делай с ней, что хочешь. Она мотает тебя в разные стороны и может свалить с ног.
В фильме все персонажи очень приятные люди, злодеев нет. Даже Мартин – хороший человек. Чем он виноват, что встретил, как ему показалось, свою любовь. Говорит, что пытался задушить это чувство, и видно, как ему больно признаваться в этом жене. Поделом. Наказан. Но он хороший отец, они с Эрикой воспитали замечательную дочь, любящего, чуткого человечека.
Она не строит препятствий матери в её поисках счастья. А могла бы! Но это была бы совершенно другая история. У Эрики прекрасные подруги. Только свистни! Даже Мартин ревновал к ним.
В картине много юмора. Иногда в духе Вуди Аллена: «Вот раньше было так интересно – Вьетнам, покушения, Чёрные пантеры – было чем заняться». Или: «Кто эта женщина?» — «Это не женщина, это мой психотерапевт».
Мне кажется, Сол и Эрика нашли друг друга. Возможно, и этот развод упал на неё как дар свыше – остановись, оглядись и прислушайся к своему сердцу.