Сцены из супружеской жизни \ Scenes From a Marriage (1973) — режиссёр Ингмар Бергман

Наверное, нет большего психолога в кинематографе, чем Ингмар Бергман. И нет режиссёра более преданного одной и той же теме, чем он, посвятивший всё своё творчество психологическому анализу отношений мужчины и женщины.

Название фильма говорит само за себя: его герои словно участвуют в многоактном спектакле, имя которому супружеская жизнь.

Фильм Сцены из супружеской жизни Бергмана начинается с импровизированного интервью. Его дают в шутливой форме Марианна (Лив Ульман)  и Юхан (Эрланд Юсефсон), супруги с десятилетним стажем. Для общей фотографии семьи пригласили и двух дочерей. Это единственное появление детей в кадре — больше они не интересуют режиссёра. О них будут говорить, они будут всегда незримо присутствовать, но где-то там, за кулисами. Главный объект исследования — супруги: мужчина, ему за 40 и женщина, ей 35.

Их брак из тех, которому нельзя не позавидовать. Они оба интеллигентные , симпатичные люди. Он — психолог , она — адвокат по бракоразводным процессам. Их дом — полная чаша, тёплый и уютный, друзья любят бывать у них. Особенно приятно  посмотреть на удачный брак, когда твой собственный трещит по швам. Друзья Юхана и Марианны собираются разводиться, и с кем же ещё обсуждать эту тему как не со специалистом?  Все участники этой сцены словно оголены перед зрителем: нервы на пределе, оскорбления так и сыплются, кто кого больнее укусит, все тайны выплёскиваются перед ошарашенными хозяевами дома. Эффект присутствия поразителен — крупные планы актёров, битва темпераментов — всё так натурально,  кажется, что вся сцена снята скрытой камерой.

После ухода друзей Марианне хочется  уверений  Юхана, что их-то брак надёжен, что они любят друг друга, что они проживут долгую совместную жизнь. Но Юхан странно уклончив, он не спешит развеять её страхи и опасения. И правда, чего она так испугалась? На следующий день Марианна даже пытается, хотя и безуспешно, отменить семейный воскресный обед у родителей,чтобы остаться с мужем и детьми. Она понимает, что родители манипулируют ею, не дают вырваться из давно заведённых рамок и ритуалов (вспомните «Интерьеры»!), что воскресенье превратилось в тяжелейшую обязанность, а не радостную встречу. Однако ничего нельзя поделать, иначе мама обидится.

Очень многозначен разговор Юхана с бывшей однокурсницей, а теперь коллегой, о стихах, которые, оказывается, он давно пишет. Стихи ей не очень нравятся. Она спрашивает:

Знает ли Марианна о них (стихах) ?

Зачем? Ей это неинтересно.

И дальше удар по больному самолюбию от бывшей однокурсницы:

Мы так надеялись на тебя, Юхан. Верили, что ты-то продвинешься.

Возможно, этот разговор стал поворотным в его решении радикально поменять свою жизнь. А вдруг не успею, а вдруг это последний вагон?

Марианна встречается с очередной клиенткой, которая хочет развестись с мужем, вполне порядочным человеком. Брак, где нет любви, ей ненавистен. Дети выросли, и она хочет уйти.

Марианна усмехается, делая записи, её-то брак вне опасности, у неё-то есть любовь. Какая самоуверенность! И это в тот самый миг, когда её брак повис над бездной.

Юхан возвращается с работы. Марианна суетится, готовит ужин на скорую руку, много говорит и вдруг осознаёт, что что-то не так. Она смотрит ему в глаза. Величайшая сцена в кинематографе – глаза актрисы Лив Ульман выдают все переживания, все страхи и сомнения. Невероятная по накалу сцена. И в её глазах мы читаем то, что собирается сказать Юхан. Он выпаливает:

Я влюбился, понимаешь, это чистое безумие. Она студентка. Я окончательно запутался.

Лепет. Как ребёнок, придя из школы с двойкой, что-то лепечет, пытается объяснить, оттягивает бурю.

Марианна ведёт себя совершенно непредсказуемо, чем сильнее усугубляет чувство вины Юхана. Очень больно смотреть на пару, ещё недавно счастливую, довольную совместной жизнью. Всё раскололось в одночасье, как та ваза в «Интерьерах».

Отныне их жизнь пойдёт отдельно друг от друга.

Стал ли счастливым Юхан с другой женщиной?  Нашла ли свою судьбу Марианна? И почему так не верит в счастливое супружество Ингмар Бергман?

Кстати, Бергман снял «Сарабанду«, где история Юхана и Марианны нашла своё продолжение. Или, скорее, окончание.

 

3 комментария to Сцены из супружеской жизни \ Scenes From a Marriage (1973) — режиссёр Ингмар Бергман

  1. dorohova_t:

    а мне что то не «пошел» :(, наверное сложновато для меня.

  2. Да, шикарная актерская игра, даже я, не смотря на мою нелюбовь к затянутым сценам, просидел как прикованный — завораживает )
    2 dorohova_t
    надо в компании, еще лучше в семейной обстановке и под такие фильмы нужно настроение — с кондачка не пойдет … )

  3. dorohova_t:

    да, видимо кондачок меня и подвел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *