На ярком солнце \ Plein Soleil (1960) — режиссёр Рене Клеман

С превеликим удовольствием посмотрели вчера с сыном старый французский фильм «На ярком солнце«.  Вдосталь налюбовались красотой Алена Делона и его безукоризненной игрой.

 

Имя Патрисии Хайсмит родное для кинематографа. Её многие романы экранизировались, не успев появиться в печати. Так случилось с «Незнакомцами в поезде» — Альфред Хичкок снял фильм, изрядно видоизменив первоисточник (что, по моему скромному мнению испортило сюжет). Я являюсь поклонницей этой писательницы и ревностно слежу за тем, что творит кинематограф с её мастерски написанными детективами.

Чаще режиссёры просто не знают, что делать с тем огромным психологическим материалом, который им попал в руки. Отсекая, как им кажется  занудные  рефлексии , расставляя свои акценты, они буквально переписывают характеры заново. Это называется новым прочтением. На ум приходит история с постановкой шекспировского Ричарда в фильме «Прощай, дорогая». Конечно, кому нужен старый классический горбун? Сегодня подавай товарища с нетрадиционной сексуальностью. Вот это-то и явилось определяющим в американском фильме с Мэттом Деймоном в главной роли, хотя сама писательница, отвечая на вопрос о сексуальности своего анти-героя сказала, что не считает его геем. В одном из интервью она особо отмечает:

«Не думаю, что он гей. Он может оценить красоту в другом мужчине, да. Но дальше этого дело не заходит. В дальнейших книгах о нём он благополучно женат на женщине и делает это с ней в постели».

Кажется, что он так и не определился в своих пристрастиях, застрял где-то на полпути. Но это в книгах. В фильме «На ярком солнце», о котором я пишу, даже намёков в ту сторону я не усмотрела, может, просто дело в актёре Алене Делоне и его репутации у женщин.

plein-soleil-12

Кстати, фильм  «На ярком солнце»одобрен самой Патрисией Хайсмит, а образ Тома Рипли, созданный Делоном, она определила как идеальный.  Рипли в дальнейшем играли такие актёры как Джон Малкович, уже упомянутый Мэтт Деймон и безвременно ушедший из жизни Деннис Хоппер (фильм «Американский друг»). Интересно, что писательница сначала не приняла трактовку Хоппера и лишь с годами высказалась прямо противоположно, говоря, что этот актёр «ухватил душу и суть характера Тома Рипли».

Впервые писательница представила книгу со своим новым героем в 1955 году. В дальнейшем появились ещё четыре книги о морально неустойчивом, лишённом угрызений совести, любителе роскоши и красоты, серийном убийце Томе Рипли, то есть, своего рода Риплиада. В качестве своих любимцев  Хайсмит всегда числила Франца Кафку и Фёдора Достоевского – вот откуда стремление к психологизму, детальному анализу каждого поступка и мысли. По большому счёту эта писательница не по зубам кинематографу. Не могут режиссёры передать напряжённую атмосферу её книг. Мне, например, даже в самой удачной экранизации не хватает того самого suspense, эмоционального напряжения, доминирующего в её книгах. Даже недели спустя, её герои преследуют и от них просто так не отмахнуться. Слишком уж необычные это персонажи.

Сюжет фильма «На ярком солнце»

Очень богатый судовладелец мистер Гринлиф абсолютно потерял из виду своего сына Филиппа, бездельника, художественную натуру. В последний раз его видели в Италии, в какой-то деревушке Монгибелло.

Мистер Гринлиф случайно встречает на улице Тома Рипли (Ален Делон) и просит его за хорошее вознаграждение, 5 тысяч долларов, поехать в Италию и попробовать уговорить сына вернуться в Америку. Не хотелось бы вдаваться в различия романа и его  экранизации, но замечу, что, всё-таки это существенно, когда приезжает близкий друг уговаривать вернуться или просто знакомый, который мелькнул на чьей-то вечеринке. По фильму это близкий друг. По роману просто знакомый.

Италия это та страна, в которой все, кто склонен к созерцательности (читай, безделью!) мечтают поселиться надолго. Хорошо, когда есть деньги. У Рипли их нет, да и Филипп не хочет помочь ему обогатиться на 5 тысяч, так как совсем не собирается в Америку. Ещё бы, здесь у него свой круг друзей,  рестораны, яхта, девушки, одежда и еда, о которых не стоит задумываться — всё для богатенького Филиппа Гринлифа (Морис Роне).

Тому Рипли достаются подачки в виде совместного ужина, летние рубашки и пара туфель. Валяя дурака, прикидываясь простачком, Рипли давно изучил каждую чёрточку своего визави. Незаметно он стал незаменимым для Филиппа с его небрежным, ленивым и неблагодарным отношением к жизни. Сто раз на дню звучит вопрос в голове у Тома:

«А почему не я, умница, трудяга, лишённый родителей, средств к существованию? В чём моя вина?»

Примеряя на себя чужую жизнь, он постепенно настолько сросся с новым alter ego, что само убийство не составило труда для такого виртуозного ума. Причём, как-то даже стало казаться, что самому Филиппу осточертело жить. Он не делал даже попыток обезопасить себя. Одна из самых ярких сцен на яхте, когда Филипп обнаруживает под курткой Рипли  свои банковские счета и понимает, что парень ведёт опасную игру. Он прямо спрашивает Рипли, как он собирается заместить его, Филиппа, после смерти. Разве возможно подделать его сложнейшую витиеватую подпись. На что Рипли с откровенным цинизмом отвечает, что, попрактиковавшись, можно подделать всё, что угодно. Что и доказывает дальнейшее.

Жизнь на грани – вот это по душе Тому Рипли. Игры с полицейскими, соревнование умов, разработка всё новых схем и их осуществление — Рипли не имеет себе равных в своих дьявольских играх. Зачем бежать с места преступления, покидать Италию, если ему здесь хорошо. Бегство для примитивных умов.

Так Рипли вынужден убивать снова и снова, чтобы избавиться от назойливых вопросов, избавиться от тех, кто составляет угрозу его существованию, его эпикурейству. Но как верёвочке не виться,  всё равно конец найдётся. И к Рипли однажды придут детективы, чтобы не просто задать неприятные вопросы, а терпеливо дождаться ответов. Почему-то режиссёр Рене Клеман захотел поставить точку в сумасшедшем беге Тома Рипли в самый разгар его триумфа, когда он  даже девушку Мардж (изумительная Мари Лафоре!) забрал у мёртвого Филиппа, тем самым полностью заняв его место.

(Не мог знать режиссёр, что ещё четыре книги о Рипли напишет автор). Расплата неотвратима и в глазах Делона читается страх и растерянность:

«Неужели это конец? Неужели где-то просчитался?»

Но раздаётся голос хозяйки кафе, которая кричит по наущению полиции :

«Вас к телефону, господин Рипли».

И страх пропадает, глаза зажигаются надеждой и радостью:

«Всё в порядке. Им меня не поймать».

Читайте посты, связанные с Патрицией Хайсмит

Кэрол: Женские страсти Патриции Хайсмит

Бланшетт и Мара в лесбийской драме «Кэрол»

 

3 комментария to На ярком солнце \ Plein Soleil (1960) — режиссёр Рене Клеман

  1. Мулан:

    Недурственный трилерок, хоть и устаревший

    • georgina:

      А я не почувствовала того, что фильм устарел. Смотрела его взахлёб, никакого сравнения с версией 1999 года «Талантливый мистер Рипли».

  2. luckforfree:

    Фильм классный, и старость его не портит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *