Могила светлячков \ Grave of the Fireflies (1988) — режиссёр Исао Такахата

Практически в конце второй мировой войны американские бомбардировщики сбросили баллоны с напалмом на японские города, вызвав тем самым гигантский пожар. Эти бомбы длиннее, чем жестяные банки, но такие же по диаметру, падали на землю, зловеще красивые с хвостами из ткани, трепещущими на ветру. После падения наступала секундная тишина, а потом детонация и выброс сумасшедшего пламени на всё вокруг. Жильё японцев, сделанное из непрочного дерева и бумаги, не имело ни единого шанса уцелеть в таком пожаре.

«Могила светлячков» (1988) средствами анимации рассказывает историю двух детей из портового города Кобе, моментально осиротевших из-за безумной американской бомбардировки. Сеита – подросток, а его сестра Сетсуко совсем мала. Их отец служит в морфлоте, а мать стала жертвой бомбёжки и вся в ожогах доставлена в госпиталь. Дом, школа, весь район, где жили дети, исчез с лица земли. На какое-то время их взяла к себе тётка, но кормить детей она никак не собиралась, в конце концов, Сеита нашёл пещеру, где они и стали жить. Мальчик делает всё возможное, чтобы отыскать еду, он также пытается ответить на вопросы сестры о судьбе их родителей. В самой первой сцене  мы видим мёртвого Сеиту на станции метро, и можем только догадываться, что ждёт маленькую девочку. Весь фильм подаётся как флэшбэк духа мальчика.

«Могила светлячков» это такой мощный водоворот эмоций, что он заставляет иначе взглянуть на возможности анимации в целом. С самых первых своих дней анимационные фильмы были «мультиками» для детей и семейного просмотра. Недавние анимационные фильмы, такие “Король Лев», «Принцесса Мононоке» и «Стальной гигант» прикоснулись к более серьёзным темам, а в «Истории игрушек» и такой классике как «Бэмби» даже появились такие моменты, которые заставили зрителей плакать. Но все эти фильмы не перешли за опасную границу – они вызвали слёзы, но не заставили зрителей горевать.

«Могила светлячков» это мощный драматический фильм, который снят в анимационном формате, и вполне понятна мысль Эрнста Ристера, сравнивающего его с фильмом Стивена Спилберга «Список Шиндлера»: «Это самый человечный анимационный фильм, который я когда- либо видел»

В военное время родственники становятся жадными эгоистами. Когда их тётка продаёт кимоно матери детей за рис, большую часть риса она оставляет себе. Фильм рассказывает простую историю выживания.

Мальчик и его сестра находятся в поисках места, где жить и еды, чтобы есть. В конце концов,  Сеита понимает, что пора уходить. У него есть чуть-чуть денег, и он смог купить еды, но вскоре деньги кончились. Сестра слабеет с каждым днём. История детей рассказывается не как мелодрама, а просто, прямо, в стиле неореализма. И фильм умеет помолчать. Самый большой дар этого фильма – терпение. Кадры выстроены так, что мы можем над ними размышлять, персонажи схвачены глазом в самые уязвимые моменты, атмосфера и природа выстраиваются сами по мере того как идёт время.

Японские поэты используют так называемые слова-вкладыши, те, что где-то между паузой и пунктуацией. Великий режиссёр Ясудзиро Одзу использует кадры-вкладыши, например,  деталь природы, чтобы разделить два кадра. В анимационном фильме «Могила светлячков» поэзия присутствует повсюду. Есть моменты, когда действие ускоряется, когда падают бомбы, и люди в ужасе выбегают на улицы. Фильм не слишком эксплуатирует действие, он чаще медитирует в кадре.  Фильм «Могила светлячков» поставил Исао Такахата, имя которого ассоциируется со знаменитой студией Гибли, самым главным источником величайшей японской анимации. Хаяо Миядзаки («Принцесса Мононоке», «Ведьмина служба доставки», «Мой сосед Тоторо», «Наусика из Долины Ветров», «Рыбка Поньо на утёсе») и Исао Такахата вместе создавали студию Гибли. Обычно у Тахакаты не такие серьёзные фильмы, и  «Могила светлячков» стоит в этом списке особняком. А всё потому что фильм основан на полубиографическом романе Носаки Акиюки, который в детстве пережил бомбёжку, смерть сестры от голода, и чувство вины омрачило всю жизнь писателя.

Эта книга широко известна в Японии и легко могла бы вдохновить на создание любого игрового фильма. Это не очень типичный материал для мультика. Но в случае с «Могилой светлячков» все возражения отпадают сами по себе, ибо выбор неоспоримо верный. Под тяжестью спецэффектов, насилия и жестокости живое кино превратилось бы в непосильную ношу для зрителя. В то время как анимация позволила Такахате сконцентрироваться на сути истории.  Отсутствие визуального реализма открыло горизонты для фантазии.

Местность и фон нарисованы в стиле японского живописца 18 века Андо Хиросигэ и его современного последователя, бельгийского художника Эрже, автора альбомов о Тинтине.

В этих рисунках столько красоты, не типично мультяшной, а вызывающей в памяти пейзажи, прошедшие через фильтр анимации. Персонажи типично японские с их огромными глазами, детскими телами и подвижной пластикой лица: рты крошечные, когда закрыты и несоразмерно большие при крике, мы видим даже миндалины Сетсуко. Этот фильм лишнее доказательство тому, что необязательно воспроизводить реализм на экране, чтобы воздействовать на эмоции зрителя.

И ещё о красоте… Эпизод, где дети ловят светлячков, чтобы осветить ими свою пещеру, просто поразителен, но следующий сразу меняет настроение.

Наутро Сеита находит свою сестру за тем, как она осторожно собирает мертвых насекомых и хоронит их. Она наверняка представляет, что также похоронили и их мать. И другой щемящий сердце эпизод, когда девочка «готовит» обед для своего брата из глины, «рисовые шарики» и другие воображаемые деликатесы. И заметьте, как используется тишина и молчание в эпизоде, где дети находят мёртвое тело на берегу, а в небе появляется всё больше и больше бомбардировщиков.

 

Есть ещё один аспект у фильма – древние японские культурные традиции скрыты под поверхностью «Могилы светлячков», и они объяснены критиком Деннисом Х. Фукусимой. Он считает, что вся история происходит из традиции пьес двойного самоубийства. Это совсем не значит, что Сеита и Сетсуко совершают публичное самоубийство, а только то, что жизнь забирает их желание жить. Он также проводит параллель между пещерой, где укрылись дети и могилами в склонах холмов.

Фукусима цитирует интервью с автором книги Акиюки:

«Выжив единственным из семьи, он чувствовал вину за смерть сестры. Еду, которую он смог украсть или выпросить, он часто съедал первым. Не вызывает сомнения, что она умерла от голода, и этот горький факт будет преследовать Носаку все годы. Это заставило его написать книгу о пережитом в надежде очиститься от демонов, которые его мучают».

Да, «Могила светлячков» это анимационный фильм, и глаза у детей словно блюдца, но он принадлежит к списку самых великих фильмов о войне.

 

трейлер фильма Могила светлячков


 

Не пропустите: !!!

 

6 комментариев to Могила светлячков \ Grave of the Fireflies (1988) — режиссёр Исао Такахата

  1. Сэнкс. Обязательно посмотрю.

  2. Евгения:

    Смотрела «Могила для светлячков» около трёх лет назад, а впечатление от просмотра сохранилось свежим. Действительно, настоящая драма в жанре анимации.

  3. georgina:

    После «Могилы светлячков» в самый раз смотреть «Мой сосед Тоторо»

  4. Tim:

    Посмотрел, кстати, «Могилу». Смешанные чувства.
    Во-первых, думал, что про атомную бомбежку, но нет.
    Во-вторых — сама история очень странная и вызывает много вопросов.

    • georgina:

      Вопросы глобального порядка? Или по сюжету?

    • Tim:

      Вопросы по сюжету. Гибель двоих детей от голода в городе, в котором не было продовольственной блокады, да, к тому же, уже после окончания войны. Как это интерпретировать: такое могло произойти только в Японии, или, скажем, в России подобное тоже происходило.
      Очень необычный сюжет.
      Анимация и персонажи — выше всех похвал, как всегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *