Этот детский фильм показал нам мир, в котором нам всем надо жить. В этом фильме нет злодеев, нет войн, нет жестоких взрослых, нет драк между детьми, никаких злобных чудовищ, нет напряжённой темноты перед рассветом. Этот мир добрый. И если ты встречаешь там существо размером с башню, ты можешь забраться к нему на мягкий животик и отлично подремать
«Мой сосед Тоторо» стал самым любимым семейным фильмом, без какой бы то ни было рекламы и раскручивания. Это многолетний лидер продаж на видео. Согласно IMDb, крупнейшей базе данных Интернета, этот фильм стоит пятым в списке самых любимых, сразу за «Историей игрушек 2» и впереди «Шрека». Новое издание Anime Encyclopedia называет фильм «Мой сосед Тоторо» самым лучшим японским анимационным фильмом в истории. Когда я смотрю его , я всегда улыбаюсь, улыбаюсь, улыбаюсь. Это одна из самых лучших работ мастера Хаяо Миядзаки, которого часто называют величайшим японским аниматором, хотя его коллега по студии Ghibli, Исао Такахата равен ему по таланту. Примечательно, что «Тоторо» и «Могила светлячков» Такахаты находятся в моей коллекции Великих Фильмов на одном диске.
Миядзаки стал использовать компьютер в работе совсем недавно. Все его фильмы нарисованы классически, вручную, кадр за кадром, и мастер сам нарисовал десятки тысяч кадров. Анимация — огромный бизнес в Японии и даёт четверть всей кинопродукции в этой стране. Миядзаки это японский Уолт Дисней, хотя это немного нечестно, потому что Дисней был скорее продюсером и выдумщиком, в то время как японец, закатав рукава, трудится сам над своими фильмами. Его «Принцесса Мононоке» в Японии превзошла по сборам «Титаник», а «Унесённые призраками» побили «Принцессу Мононоке» в 2001 году. Из его девяти наиболее известных в США фильмов можно назвать «Ведьмину службу доставки» (1989), «Небесный замок Лапута» (1986), «Наусика из долины ветров» (1989) и «Люпен III: Замок Калиостро» (1979).
Работая в узнаваемой японской картинке, где у персонажей огромные круглые глаза, а рот то превращается в точку, то открывается до размеров пещеры, он создал невероятно прелестный акварельный пейзаж, в котором всегда есть место реалистическим деталям: дети всматриваются в маленький водопад недалеко от их дома, а там, на самом дне ручья лежит бутылка.
Фильм рассказывает историю двух сестричек, старшую зовут Сацуки, а младшую – Мэй. В начале фильма мы видим, как отец везёт их в новый дом недалеко от огромного леса. Их мать заболела и лежит в больнице где-то в этом же районе. А теперь информация к размышлению…Этот фильм о двух девочках, а не двух мальчиках или мальчике и девочке как случилось бы в американском мультфильме. В фильме показан сильный и любящий отец, по контрасту с недавно возникшей в Голливуде одержимостью изображать плохих отцов или вообще обходиться без них. Их мать больна. А в американской анимации такое хоть раз случалось?
Когда они просят соседского мальчишку показать дорогу к их дому, он корчит рожу. Зритель это видит, а девочки нет. Позже он им сообщает, что в доме приведения. Но привидения не в американском смысле –страшные монстры и жуткие духи. Девочки решают разведать, кто прячется по тёмным закоулкам дома и они успевают заметить чёрные пушистые клубочки, устремившиеся в укрытие. «Наверное, это кролики» думает отец. Но старая нянька, нанятая присматривать за девочками, знает, откуда ветер дует и признаётся, что эти существа никто иные как «чёрные чернушки» и они обожают брошенные дома. Однако как только в доме начинает звучать смех, они тут же собираются в кучки и покидают счастливый дом.
Посмотрите, как дети исследуют дом. На веранде стоит колонна, она почти сгнила, и девочки толкают её туда-сюда, показывая, как непрочно она поддерживает крышу. Но она всё-таки удерживает крышу, и мы не увидим избитого штампа с падающей крышей и разбегающимися в разные стороны людьми. Девочки лезут на чердак с некоторой долей страха и неуверенности, но они раскрывают настежь окна, машут оттуда отцу и страха, как ни бывало.
Или другая ситуация…Отец спокойно выслушивает их рассказы о таинственных существах. Существуют ли гномы и тоторо? Наверняка они существуют в головах девочек. А также и другие удивительные существа наподобие Котобуса, который проносится сквозь лес на своих восьми быстрых лапах с глазами-фарами.
Критик Роберт Плэмондон как-то написал о фильме «Тоторо»:
«Трудно сказать, верят ли взрослые в этом фильме в загадочных существ, но они их, по крайней мере, не отрицают. Миядзаки избегает банального и надоевшего поведения по формуле «взрослые считают меня вруном, поэтому я сам буду защищать и спасать этот мир». Благожелательное отношение к традиционным японским духам представляет собой существенное отличие между двумя культурами».
«Мой сосед Тоторо» основывается на опыте, ситуации и исследовании, а не на конфликте и угрозе. И это подтверждают восхитительные сцены с тоторо, существами, которые в действительности придуманы Миядзаки специально для фильма, а не взяты из японской мифологии.
Маленькая Мэй находит первого малыша тоторо, который очень похож на зайчонка. Он бросается в лес, и Мэй идёт за ним. Отец Мэй занят работой и не замечает, что дочка ушла. Маленький тоторо ведёт её в лес вниз по туннелю, высланному листьями, и она мягко приземляется прямо на живот огромного спящего существа. Миядзаки не показывает нам тёмный пугающий лес, знакомый зрителю по набившим оскомину многочисленным фильмам. Когда Сацуки и её отец, отправившись на поиски малышки, находят её безмятежно спящей на земле, тоторо уже рядом нет.
Позже девочки отправляются встречать отца на автобусной остановке. Час поздний, быстро темнеет в лесу. К ним бесшумно присоединяется гигантский тоторо. Он стоит рядом как надёжная стена, как воображаемый друг. Начинается дождь. У девочек два зонта, и они отдают один тоторо, который с наслаждением следит, как падают капли с края зонтика. Он подпрыгивает высоко и сбивает капли с крон деревьев.
Приходит автобус. Заметьте, как спокойно и позитивно разрешается сцена — ночь и лес рассматриваются как ситуация, а не как угроза. В фильме не предполагается никаких злодеев. Я вспомнил, что и в «Винни Пухе» изначально не было злодеев, а вот в в новых сериях злобные хорьки обжились в добром мире Александра Милна.
В фильме произошло два чрезвычайных происшествия: посещение больницы, где лежит мать девочек, и Сацуки звонит доктор из больницы, и ей нужно связаться с отцом, который находится на работе в городе. В обеих сценах мать очень больна, но её болезнь рассматривается как жизненный факт, а не заведомо смертельный исход.
В фильме напрочь отсутствует заговор детей против взрослых по-американски. Семья видится как безопасный и утешительный рай. Отец здравый, проницательный и тактичный, он принимает все истории дочек, доверяет им, выслушивая их рассказы с открытым ртом. Вы не встретите здесь отвратительных эпизодов, где взрослые, неправильно истолковав хорошие намерения, безжалостно наказывают детей.
Не думайте, что фильм смог завоевать сердца миллионов людей во всём мире только благодаря тому, что в нём показаны одни добродетели. В нём столько юмора, замечательных наблюдений, а герои поразительно интересны и убедительны. Все сцены, где появляются мистические существа, потрясают воображение. В фильме есть место грусти, страху, удивлению и поучению. Всё как в жизни. И эти чувства зависят не от сюжета, а от ситуации. Фильм убеждает — сама жизнь это чудо, а фантазии и воображения достаточно, чтобы пережить истинное приключение.
Не пропустите: