Скука – главная героиня этого странного фильма. На память сразу приходит итальянский фильм «Приключение», снятый тогда же, в 60-ом. Там тоже исследуется скука во всевозможных вариациях. И там и здесь скука ощущается физически, она проникает сквозь все поры и вызывает дикую тоску. Но есть и радикальное отличие – в «Приключении» все персонажи махровые бездельники.
В «Милашках» — трудятся, скорее, просиживают пятую точку от звонка до звонка. Мне ближе девчонки из французской картины. Почему только девушки? Да потому что мужчины здесь все отвратительные. Ни единого приятного персонажа. Мало того, есть ещё и убийца, душитель. Зачем Клод Шаброль так набросился на род мужской, непонятно. Сказать по правде, милашки тоже недалеко ушли от его порицания – все разобраны по косточкам, препарированы. Даже если он любуется их красотой, не забывает каждую пригвоздить к позорному столбу — все они по сути своей шлюшки, каждую только свистни.
Даже трагический персонаж Жаклин (Клотильда Жоано) не блещет чистотой помыслов. Она заждалась своего принца и получила в награду за терпение такого типа, которого на пушечный выстрел нельзя подпускать к людям. У него на лбу написано, что он убийца. Но нет, девушка рисует свою картину маслом и ничто её не тревожит, даже свою женскую интуицию за минуты до смерти она загоняет в угол ради секса. Когда мужчина говорит девушке, что ему нравится у неё длинная белая шея, это должно не только насторожить, но заставить бежать от него со всех ног. Только не Жаклин. Она всё ещё спит. Грезит.
Жан (Бернадетт Лафон) – самая привлекательная из четырёх продавщиц маленького магазинчика электро-товаров (откровенная потаскушка. Не успел её парень шмыгнуть за поворот, а она уже готова лечь под первого встречного, кто угостит её выпивкой.
Сцены с двумя мужиками, которые подбирают Жаклин и Жан на ночной парижской улице показательны для их характеристики – бежать от скуки любой ценой). Странно, что режиссёр поместил столько люда на таком крохотном пятачке магазина.
Вероятно так лучше проследить, как они все маются от тоски и безделья. Покупателей почти нет. Зачем такой огромный штат продавщиц?
А ведь есть ещё владелец магазина, сладострастный, омерзительный старикашка, который вызывает к себе в комнату, заменяющую кабинет, всех девушек по очереди и трогает их своими грязными ручонками. Чем он занят в остальное от «собеседований» время, уму непостижимо.
Хорошенькая Рита практически пристроена в жизни, она без пяти минут замужем за Марселем, неприятным, трусливым типом, который явно не уважает свою избранницу, считая её ниже своего круга.
Перед знакомством девушки со своими родителями, он заставляет её врать, выдавая себя не за ту, кем она есть на самом деле — пускать пыль в глаза своим родителям с претензией на аристократизм. Рита судорожно заучивает меню, имена художников и названия эпох, не понимая, что её унижают, втаптывают в грязь. Ну и что? Зато она будет замужем. Что это, как не продажа себя?
Наконец, четвёртая девушка – Жанетт. Её играет Стефан Одран, которую я преданно люблю после её триумфальной роли в картине «Пир Бабетты». У Жанетт есть тайна, и она пытается оградить себя от внимания товарок. Они осточертели ей на работе, а Жан ещё и делит с ней квартиру.
Мне очень понравилась тайна Жанетт, по крайней мере, это даёт ей разнообразие и позволяет как-то пережить день. Только вечером начинается для неё настоящая жизнь, ради этого она готова пройти в течение рабочего дня мучительный марафон скуки.
Кроме этих упомянутых пяти персонажей, есть ещё мадемуазель Луиза, которой уже лет пятьдесят, но она всё ещё девушка и тоже, кстати, с тайной.
Эта тайна настолько жуткая, что, когда Жаклин упросила её показать, что она прячет в своей сумочке и постоянно туда заглядывает и перебирает руками, рассказ поверг меня в состояние ужасе. И Жаклин тоже. А рассказ этот словно предупреждал Жаклин о смертельной опасности. Но разве мы воспринимаем сигналы свыше, когда дело касается наслаждений?
Если вы думаете, что скучна жизнь только у милашек, вы ошибаетесь! Точно также умирают от скуки парни. Они считают часы и минуты до окончания работы в офисе, на заводе. И даже вырвавшись на холодные улицы Парижа, который, казалось бы, зазывает их окунуться в приключения, это срабатывает лишь временно. Пьяное веселье, быстрый секс, и снова пустота заползает в сердце.
Я оценила сцену стриптиза в баре, куда устремились Жан, Жаклин и их партнёры.
Стриптизёрша передала пламенный привет Гильде, персонажу Риты Хейворт. Пусть имитация была бледной, но, несомненно, узнаваемой! За это отдельное спасибо!
Пожалуй, лишь одному персонажу из всех было не до скуки. Некий Эрнест, мужичок на мотоцикле.
Он ходит по пятам Жаклин, сопровождая девушку по всем её маршрутам, будь то поход в бассейн или зоопарк. Это тип отталкивающей наружности, старый, приземистый, с уродливой фигурой не даёт прохода Жаклин, занимая все её мысли буйными фантазиями о принце. Как же далёк этот тип от прекрасного принца! Почему режиссёр Клод Шаброль так насмехается над фантазией девушки?
Итак, «Милашки»… Невзирая на скучную, казалось бы, тему, фильм меня заинтересовал. Я следила с пристальным вниманием за каждым жестом и словом и у меня есть этому объяснение – девушки и парни настолько живые, словно шагнули с улицы на экран. Они естественны, их поступки вызывают сочувствие и даже стыд, а значит, цепляют.