Очень люблю эту картину из-за группы The Bee Gees и Джона Траволты. Картина с высоким запретительным рейтингом, она собрала всё возможное — секс, мат, криминал, наркотики. Но это как фон, на котором развивается история внутреннего побега Тони Манеро, где главным является его изумительный мир танца и музыки и там он полновластный король.В первых кадрах, на которых идут титры, Тони с банкой краски в руке шагает по запруженной людьми улице в полной гармонии с тем, что звучит у него внутри.
Он буквально летит над тротуаром, не ощущая тела, так музыка управляет им. Ему всё симпатично вокруг, всё ладно, пока действительность не лезет в границы его сказки. Захудалый магазин скобяных товаров и красок его место работы. Какой пинок под зад!
(Хозяина магазина мистера Фуско играет Сэм Коппола, но никакого родства с именитым режиссёром не прослеживается). Фуско жадный, авторитарный рабовладелец. Он буквально издевается над Тони, уверенный в том, что как бы он его ни унижал, тому некуда податься. Сцена, когда Фуско с гордостью представляет Тони, какое завидное будущее его ждёт, вызывает ужас не только у парня, но и у меня.
Провести в этой дыре всю жизнь и стать бригадиром с ничтожным жалованьем? Я радуюсь, когда Тони показал ему средний палец.
У Тони итальянская семья (кстати, у самого Джона Траволты тоже есть итальянские корни) и она предстаёт во всей своей красе – крики во время обедов, подзатыльники, атмосфера нагрета до кипения.
Мама Фло (Джули Бовассо) возвела в культ старшего сына, он священник и объект её восхищения. Ни Тони, ни дочка подросток не заслуживают её похвал. Тони откровенно говорит, что для родителей он полное дерьмо. Это обидно. Он хороший сын и брат. И его отношение к родителям трепетное, невзирая на шумные семейные разборки. А бабушка у него так просто прелесть.
Родители хотят, чтобы он чего-то достиг, но в рамках своих понятий, они уготовили ему такую же щель возможностей, в которой застряли сами. Об этом предупреждает Тони брат, когда с ним прощается. Брат снимает с себя сан, покидает церковь.
Он хочет жить полноценно. Возвращение брата в семью вызывает полную бурю негодования и непонимания. Его отречение это крах всех надежд матери. Отношение отца к этому событию мне осталось неясным. Отец в принципе неважен в истории Тони, он просто присутствует, иногда навязывает свои советы, которые бесят парня.
Комната Тони – единственное его убежище. Здесь он с любимыми знаменитостями, чей жизненный путь для него образец. Аль Пачино, Сильвестр Сталлоне, Брюс Ли. И для чувственного восприятия – роскошное тело Фарры Фосетт, иконы стиля 70-х. Здесь он разговаривает со своими любимцами, готовясь к субботнему вечеру. Музыка и энергия уже вибрируют во всё теле.
Нам позволено наблюдать за этим еженедельным ритуалом, священнодействием. Восхищает вкус Тони в выборе одежды, его педантизм и тщательность.
Наконец, ещё один нарушитель его внутренней гармонии – его друзья, с кем он вынужденно рос и общался. А с ними весь шлак, без которого мог бы вполне обойтись Тони.
Все друзья сыграны натурально, каждый со своим мелким запоминающимся штрихом.
Особенно печален портрет Бобби (Бэрри Миллер), чей страшный уход изменил привычную рутину и заставил Тони встряхнуться.
В этой компании вызывает жалость Анэтт (Донна Пескоу). Она таскается за Тони и давно потеряла всякое самоуважение.
Не знаю, насколько лучше Стефани (Карен Линн Горни), на которую запал Тони. На мой взгляд, они с Анэтт одинаковые. Только Анэтт спит со всеми подряд, лишь бы досадить Тони, а у Стефани секс с нужными людьми для продвижения карьеры.
Ей очень повезло, что она встретила на своём пути человека, у которого ещё остались какие-то понятия о доброте, чести и достоинстве. Сама Стефани у меня вызывает неприятие. Она какая-то мелкая. Бравирует тем, что работает в рекламном агентстве, где у неё очень мутная должность – секретарь, она умеет печатать. Но она просто девушка на побегушках. Обслуга. Во всех аспектах. Она пытается возвыситься над Энтони, бравируя тем, что живёт почти на Манхэттене, а обедает в кафе «21». Мне нравится, что Тони не трусит признаваться, что ничего такого у него нет, что живёт он в худшей части Бруклина, что Дзеффирелли он не знает, но что читал эту пьесу Шекспира и его волнует, почему Ромео не дождался вестей и принял яд,
Стефани бесцеремонно его перебивает. Ей неинтересно, что говорит он, ей интересна она сама. Как эпатаж с её стороны звучит то, что она пьёт чай с лимоном. Типа, это такой повальный тренд среди её круга. Боже мой, у меня сплошной кринж (неловкость) от её бесячего хвастовства. Да и в танцах с Тони она смотрится неуклюже. В ней нет той самоотдачи и страстности, что есть у него.
И такая Стефани становится частью его мира, куда он сбегает по субботам! Ей разрешено входить без стука в этот мир.
Если я уже знаю, что для Тони значат эти субботние лихорадки, то в Стефани я совсем не уверена. Когда Тони появляется на танцполе, это появление среди собратьев по музыке и танцу. Его здесь все обожают. Он не зазнайка и не сноб, он один из них. Только здесь он ощущает себя значимым.
Посмотрите, как они все слаженно танцуют! Они все равны, чёрные, жёлтые, красные. Они понимают друг друга без слов. Они все здесь короли движения. Экстаз Тони от той энергетики, что даёт ему дискотека, сильнее и привлекательнее, чем секс. Или динамичная замена.
Недаром брат, бывший святой отец, быстро покинул дискотеку – он испугался такого плотного физического контакта с эротикой места.
Очень показателен поступок Тони, когда он отдаёт полученные деньги за первое место в конкурсе своим конкурентам. Он честен. А вот Стефани его не поняла, что говорит о дальнейших конфликтах в их союзе.
«Лихорадка субботнего вечера» вызвала ассоциации с моим любимым фильмом «Грязные танцы». Напишу об этом.
P.S. Мне кажется, этот кадр привет Вуди Аллену и его фильму «Манхэттен«.
P. S. Читайте о фильме Джона Бэдэма «Птичка на проводе»