Фильмы Василия Шукшина для меня равносильны встрече с хорошими собеседниками, с которыми так много общего и сколько бы не разговаривали, никак не наговоришься. А когда расстанешься, на душе так тепло и спокойно – ещё бы, родственные души.
Тихая любовь к малой родине и её корням. Эта тема проходит красной нитью через все картины режиссёра, которых очень мало и только об этом жалеешь.
В картине «Позови меня в даль светлую» (трибьют Станислава Любшина и Германа Лаврова) один из персонажей, дед Савва (Иван Рыжов), говорит с укором Груше (Лидия Федосеева-Шукшина), что раньше не отрывали от семьи сыновей раньше срока, иначе их потом начинает мотать по свету, как перекати-поле. Как случилось с Егором Прокудиным в «Калине красной», чьи корни обрублены до самого основания и чья жизнь намеренно летит по краю.
Он предстаёт перед нами в свои 40 (Василий Шукшин за год до своей смерти в этой самой важной роли) – но внешне это порядком поживший и много переживший человек. Он давно разуверился в людях, а сочувствующие слова Любы воспринимает с досадой.
Семь раз на зоне. Махровый рецидивист и, кажется, ничто его тронуть не может. Ан нет – первая же встреча с Любой достаёт его самые глубинные омуты. Он спрашивает её: «Неужели тебя никто не обманывал, Люба?» И её детский ответ: «А кто? Некому!» Как же так светло и просто можно жить? Без вранья, постоянного мошенничества, параллельной реальности? Вот она Люба, совсем не такая наивная, как кажется, но чистая душа.
Её старики-родители, принимающие все слова Егора за чистую монету — в их мире слово значит много, а в его мире слова – мусор!
Её брат Пётр (Алексей Ванин), молчун, но справедливый и преданный товарищ.
И мать Егора, которую он когда-то бросил, оставив без всякой помощи, тоже настоящая реальность.
Вот деревня, огромное непаханое поле и берёзки. Всё это не даёт погибнуть душе. Всё это возвращает Егора к жизни и требует его участия. А прежняя жизнь не отпускает – через всякие связки и обязательства тянет к себе. И не будь такого финала картины, история бы показалась агитпропом — «Господа-товарищи, завязывайте со своим преступным прошлым и начинайте новую жизнь с чистого листа!» Но ведь не каждый впишется в деревенскую жизнь, где пахать и сеять гораздо тяжелее, чем «украл, выпил, в тюрьму».
Но вот что интересно — похоже, за все эти годы воровской жизни у Прокудина остался в сердце укромный уголок, который и делал его живым. Похоже, не все корни выкорчевал Прокудин, если остался маленький корешок, что держал его связь с родной землёй и не давал окончательно оторваться. Отсюда его разговоры с берёзками в Есенинском духе, которые могут показаться театрально-пафосными. Но не для почитателей творчества Шукшина — в его искренность верится без труда.
Фильм «Калина красная» соткан из эпизодов, которые мгновенно дают не только панораму всей жизни Егора Прокудина, но и панораму его страны, где проживают очень разные люди. Например, бандиты. Бандитская малина показана совсем не так как её изображают в кино. Она какая-то ненастоящая, даже смехотворная. Сборище кажется вовсе не бандитским, а словно статистов попросили что-то из себя изображать.
У меня нашлось своё объяснение такой искусственности. Не поверю, что Шукшин не представлял, что такое малина. Он намеренно показал всё в виде фарса в противовес общей органике картины. Эта знаменитая сцена словно выпадает из общего совершенного ряда — банда чужеродна его восприятию жизни.
Георгий Бурков в роли главного бандита, которому противно уже от того, что Егор,законченный во всех отношениях человек, вдруг нашёл своё место в жизни, нашёл себя.
То, от чего Прокудин себя отрывал, что выжигал в себе калёным железом, проснулось и стало жить. Вот и страшная сцена свидания с матерью после восемнадцати лет разлуки, об этом же – о родине, о родном, о сердечном, о самом-самом потаённом — о возвращении блудного сына — «Я вернулся, мама».
Как же сильно это сыграно! И как просто. Егор плачет, уткнувшись в землю, как ребёнок, и даёт клятву. Он бы точно её выполнил, не случись того, что случилось. Несмотря на трагический конец, картина «Калина красная» оставляет светлое чувство. Егор Прокудин словно высветлил многих хороших людей, которых гораздо больше, чем тех, что сбились в банду.
Люба. Она та женщина, на которой держится мир, дом, очаг. Все её сомнения и веру восхитительно передала Лидия Федосеева-Шукшина.
Любин брат, Пётр, человек действия, а не болтовни. Он настоящий мужик, цельная натура, и если он принял и понял Егора, то половинчатых поступков от него не жди.
Замечательные люди, родители Любы. Они также всем сердцем принимают Егора.
«Калина красная» не комедия. Скорее, наоборот. Но в ней столько смешного, что хохочешь во весь голос. Всё это из-за тонких диалогов писателя Шукшина, которые мастерски передают его актёры. Именно его актёры, потому что он снимал их из фильма в фильм. Например, Ивана Рыжова или Георгия Буркова, или Алексея Ванина.
Когда я сравнила фильмы Шукшина с хорошими собеседниками, я имела в виду и его актёров, высоких мастеров своего актёрского дела. Встреча с ними всегда радость, а когда это ещё и фильм режиссёра Шукшина, то радость двойная.
Фильм о настоящих жизненных ценностях. Главный герой сам приходит к ним через тернии — «Народ к разврату готов!». «А есть он праздник-то?» — вот эта вечная гонка за праздником, на самом деле не что иное как попытка заглушить совесть, заглушить настоящие порывы души. Затушить этот пожар в шампанском, гулящих девках и пускании пыли в глаза. Типично наша черта — устроить такой загул, чтобы чертям тошно было, а потом хоть трава не расти. Но потом обязательно наступает страшное похмелье, во-сто крат хуже и гаже. Совесть грызет с утроенной силой и тут уже новый виток — украл-выпил-в тюрьму — выйти из этой субмарины уже нельзя, только достигнув места назначения.
PS
Ох, как Шукшин в серой кепке деда напоминает.
Поражает то, как плохо он выглядит в свои 45. Словно весь давно сгорел.
Ох , Горе Горюшко! Непростая судьба простого человека. Картина снята просто потрясающе, все герои настолько живые, что создаётся погружение в их атмосферу. Юмор такой искрометный и добрый, что хочется некоторые сцены пересматривать снова и снова, ведь пока смеёшься над одной шуткой, пропускаешь следующую)) А визуальный ряд вообще, выше всяких позвал!
Да, очень смешные диалоги, причём, это так естественно, так к месту!