Позови меня в даль светлую (1977) – реж. Герман Лавров и Станислав Любшин

Фильм «Позови меня в даль светлую» — один из самых дорогих моему сердцу. Он, в самом деле, всегда и безотказно зовёт меня в светлый край с удивительной природой, душевными русскими людьми, среди которых хочется жить.

В этом фильме я постоянно ощущаю присутствие Василия  Макаровича Шукшина и, думаю, будь он жив тогда, он бы не протестовал. Шукшин хотел сам сыграть Владимира Николаевича, но Станислав Любшин, по-моему, идеален в этой роли и другого мне не надо.

И я просто уверена, что в «Кин-дза-дзе!» Любшин взял имя Владимира Николаевича, чтобы передать привет своему персонажу из шукшинской истории.

Что сходу завораживает в этой картине – теплота и родственность людей, их глубокий интерес друг к другу, то, что сегодня становится тотальным дефицитом. Поразительно – следишь за историей, где нет злодеев, преступников, и оторваться от неё невозможно. Неужели это всего лишь дикая тоска по простым человеческим истинам?

В этой картине показаны несколько проблемных тем – отношения  между взрослыми, взрослыми и детьми, детьми, а также проблема пьянства и её воздействие на людей. И сразу понятно, что особенно волновало Шукшина, как серьёзно он исследовал эти темы в своих немногочисленных картинах.

В фильме «Позови меня в даль светлую» очень трудно назвать главных героев, настолько все интересны и тянут на свою сторону. В центре, конечно, Груша (Лидия Федосева-Шукшина) с сыном Витькой (Володя Науменко).

Муж-пьяница где-то скитается, но алименты присылает. Брат Груши, Николай (Михаил Ульянов), не оставляет надежды устроить жизнь сестры и засылает ей своего бывшего знакомца по бухгалтерским курсам Владимира Николаевича (Станислав Любшин). Так в устоявшуюся жизнь матери и сына входит новый человек.

 

Этот новый человек и даёт им шанс взглянуть на их жизнь по-другому и задаться вопросом: «А нужен ли ты нам? А не лучше ли нам оставить всё по-прежнему?»

Так часто бывает, что мечтается женщине, как было бы славно переложить часть забот на мужское плечо, но появляется такой вот Владимир Николаевич, от которого только одна нервозность. Они два разных мира. Она – размеренность и покой, натерпелась от прежнего мужа, а он – весь на взрыве и поисках выплеска. Он постоянно говорит о том, как много пил, речь пересыпана тюремными словечками – то ли сидел, то ли часто пил в компании бывших зэков. Он весь ходячее клише, его внезапные выступления – это какие-то лозунги и призывы.

Он насквозь нелепый, жалкий, скучный человек. Он весь в прошлом и озлоблен на всех и вся. Иногда, кажется, что уж лучше бы он пил, чем превратиться в такого неприятного типа. С таким типом сталкивается Груша, чистый, добрый, открытый людям, человек. При всей своей простоте она довольно быстро понимает, кто такой Владимир Николаевич.

Изо всех сил она пытается принять его мир, наперекор своей природной интуиции, но после эпизода в ресторане, куда привёл её ухажёр, мгновенно убирает все сомнения. Сцена, где брат Николай спрашивает её, почему она отказывается от Владимира Николаевича, даёт ей ещё один штрих в характере – она не бросается выставить кавалера в дурном свете (а ведь можно было!), просто и категорично повторяет: «Нет и всё тут!» Брат принимает такой отказ: «Это ж надо так осточертеть, язви тебя в душу».

Отношения брата и сестры удивительно тёплые. Они понимают друг друга с полуслова. Сцена, когда Груша и Николай поют русскую народную песню «Тонкая рябина», а Владимир Николаевич пытается вклиниться в их дуэт, очень откровенна – нет, брат, мы с тобой не споёмся, ты не нашего поля ягода.

Николай прошёл всю войну и сетует, что мало пришлось учиться, и его время безвозвратно ушло. Но он не потерял интерес к разным духовным вещам – вдруг его поражает отрывок из «Мёртвых душ», который все мы заучивали в школе и, который, кстати, не потерял своей актуальности и нынче. Особенно нынче: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Неудивительно, что Николай, шукшинский чудик, мчится со своими вопросами к учителю литературы: «А в тройке кто? Чичиков? Шулер?» Учитель хихикает. Напрасно. Мне Николай представляется более глубокой личностью, чем деревенский учитель, привыкший ездить по одной колее.

Отношения между детьми также трогают своей обыденной теплотой и неравнодушием. Особенно интересна дружба Витьки и Юрки, паренька, постояльца деда Саввы (Иван Рыжов).

Споры между дедом и Юркой выходят на философский уровень, сталкивая разные поколения. И трудно сказать определённо, кто у кого учится. Дед Савва представитель прошлой жизни, старого уклада, но его нравоучения словно предостерегают от катастрофы в человеческих отношениях – нельзя терять корни, иначе, как перекати-поле понесёт человека по земле, и потеряется он за здорово живёшь.

Вполне возможно, что именно речь деда повлияла на решение Груши не привечать Владимира Николаевича. Связь поколений, связь с землёй, близость деревне, где хлеб всему голова – всё это темы «Позови меня в даль светлую». Каждый раз я делаю новые открытия в этой истории. Она всегда вызывает во мне душевный интерес.

Читайте посты по этой теме:

Живёт такой парень…Леонид Куравлёв

Станиславу Любшину 85!

 

One Response to Позови меня в даль светлую (1977) – реж. Герман Лавров и Станислав Любшин

  1. Не потому ли сейчас уничтожены деревни? Дабы корни у людей оторвать, чтобы не было ощущения дома, «отцовского дома». Человек без корней это следующая стадия на пути к человеку манкурту. А это идеальная единица — хочу сюда ее поставлю, хочу эдак засандалю. Таким людям уже плевать на родину, для них уже нет такого понятия. Как это нынче модно — «я, человек мира».
    В целом, очередной советский фильм, в котором просто бездна мыслей и острых проблем. Его нужно изучать и анализировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *