Сегодня День рождения великого русского актёра Леонида Вячеславовича Куравлёва. Ему – 80. Решила вспомнить свои самые любимые картины с его участием и обомлела – люблю решительно всё, что он сделал, и большие роли, и маленькие эпизоды, которые он украсил одним своим появлением. Остановилась на списке из 12 картин только из-за того, что надо выделить самые-самые любимые картины. Неудивительно, что все они относятся к блестящему советскому периоду. Кинематограф Новой России ничего стоящего не смог ему предложить. Печаль. Расскажите о своих любимых ролях Леонида Куравлёва. Мне очень интересно.
- Когда деревья были большими (1961) – реж. Лев Кулиджанов
Знаю, что это фильм, прежде всего Юрия Никулина и Инны Гулая, но меня сразил персонаж молодого Куравлёва. Его Лёнька такой наполненный, в нём столько рыцарского, настоящего мужского и в то же время трогательного, нежного участия и любви к девушке, чью жизнь растоптала проклятая война. Когда он подарил ей туфли, первые в её жизни, я плакала. Вот вам и роль второго плана – в ней хватит истории на сериал.
- Живёт такой парень (1964) – реж. Василий Шукшин
Как-то смотрела передачу, где говорилось, как Шукшин хотел в этой роли видеть именно Куравлёва. Трудно представить другого человека в образе Пашки Колокольникова, в котором сплелось всё: фиглярство, безалаберность, хвастовство и героизм. Не геройство, нет, настоящий героизм. Понимаешь, что именно такие, как Пашка, выиграли войну, при этом, не понимая, за что их превозносят и чествуют. Люблю каждую сцену этой изумительной картины, как и всё, что снял за свою короткую жизнь Василий Макарович Шукшин. Обожаю сцену Куравлёва и Беллы Ахмадуллиной, которая играет неопытную журналистку, пришедшую в палату брать интервью у Пашки после того, как он, рискуя жизнью, отвёл горящий бензовоз от посёлка.
- Старшая сестра (1966) – реж. Георгий Натансон
Восхитительная картина с гениальными актёрами Татьяной Дорониной, Михаилом Жаровым, Натальей Теняковой, Виталием Соломиным, Инной Чуриковой. В этой тёплой талантливой компании у Леонида Куравлёва две маленькие сценки. Жаров приводит Володю знакомиться со своей воспитанницей Надей в исполнении Дорониной. Надя, будущая актриса, превращает знакомство в фарс, выставляя себя в самом агрессивном виде. Она категорически не хочет никаких знакомств, ей это претит, она идёт на это, чтобы не обидеть своего опекуна. Однако робкий и застенчивый Володя разглядел в ней другого человека. Не знаю, может, это не лучшая эпизодическая роль Куравлёва, но он оставил мне поле для размышлений. Мне не хотелось, чтобы он ушёл просто так из жизни Нади, в нём была глубина. Я люблю эту его роль.
- Вий (1967) – реж. Георгий Кропачёв, Александр Птушко и др.
Я не знала, что этот легендарный советский хорррор снимала целая команда режиссёров вместе с нашим сказочником Птушко. Кажется, я полюбила Куравлёва именно с этой картины. Знаю наверняка, что Гоголь стал моим любимцем именно после «Вия». Пошла в библиотеку и стала брать все его книги подряд. Благодаря Куравлёву. Как мне было жалко его Хому Брута. Какую страшную миссию он выполнял. Сколько страдания в его глазах, и как убедительно уходила из него жизнь.
- Золотой телёнок (1968) – реж. Михаил Швейцер
Это мой любимый фильм об Остапе Бендере. Сергей Юрский для меня неотделим от образа Остапа Бендера. Он буквально встаёт перед моими глазами, когда я, в очередной раз, открываю книгу. То же самое могу сказать обо всех актёрах швейцеровской картины – кастинг великолепен. Шура Балаганов с его наивностью, граничащей со слабоумием, чистотой и детскостью и… трагизмом – идеален в исполнении Леонида Куравлёва. Мастерски сыгран в нюансах. В этой картине столько острого юмора, переходящего в горькую иронию и сарказм, что впечатления буквально сопровождают меня многие годы. Никакие другие версии меня не устроят – шедевр невозможно будет повторить.
- Начало (1970) – реж. Глеб Панфилов
О, как я люблю этот непростой фильм. Люблю его за интересный формат – фильм в фильме. Режиссёр буквально поманил своей Жанной Д‘Арк, таким мощным полотном, вплетённым в историю маленькой провинциальной актрисы Паши Строгановой. Она начисто лишена честолюбия и амбиций. Персонаж Куравлёва, Аркадий, становится для неё выше славы и жизни в Москве. Аркадий и жалок, и смешон. Его раздирают две женщины с сильными характерами. Он не знает, к кому прибиться. Ещё один ребёнок в фильмографии Куравлёва.
7. Семнадцать мгновений весны (1973) — реж. Татьяна Лиознова
Этот сериал затмил всё, что снято о войне. Актёры проявились в совершенно новых для себя амплуа. Многие сыграли не только подлецов, но врагов родного отечества и при этом приобрели нашу любовь. Это смогло произойти только благодаря талантливо сыгранным персонажам, многогранным, не ходульным и картонным, как обычно представлен враг в наших картинах. Выделить кого-то одного в этом сериале можно — это, несомненно, Вячеслав Тихонов. Но без мощной команды он бы ничего не смог сделать. В этой команде очень необычная роль у Куравлёва. Его персонаж Айсман, офицер, человек чести и порядочности. Две сцены с его участием дают представление о внутренней кухне третьего рейха, сложного и запутанного организма, где всё заточено на уничтожение. Когда смотрю на Айсмана, я вижу человека того времени, уставшего от войны, измученного смертями и не верящего в справедливость крестового похода, затеянного фашистами. Он — другой. Вот почему он на стороне Штирлица. Он чувствует его порядочность и честность. Люблю эту роль Куравлёва. Меня не удивляет, что Татьяна Лиознова дала ему главную роль в своей поразительно горькой картине «Мы, нижеподписавшиеся».
8. Иван Васильевич меняет профессию (1973) — реж. Леонид Гайдай
Жорж Милославский это почти Остап Бендер — он вор, но его обаянию невозможно сопротивляться. При всём при том он патриотичен, в отличие от государственных деятелей типа Бунши, готовых раздать государственную собственность кому угодно. Поражает в комедийном таланте Куравлёва сдержанность. Он далеко не эксцентрик и рисует своего персонажа красками, где достоинство, солидность, уверенность в себе и прагматизм. Никаких ужимок и прыжков — всё скромно и с большим вкусом к своему герою. В противостоянии Жоржа и милиции наши сердца, несомненно, с ним. Это, конечно, парадокс, который почему-то проглядела тогдашняя цензура. Высмеивать советскую милицию и прославлять вора — это что-то из области фантастики. Кстати, сценарий написан по произведению Михаила Булгакова. А музыка! Александр Зацепин — чудо.
9. Не может быть (1975) — реж. Леонид Гайдай
В этом фильме отжигают все, начиная с искромётных фельетонов Михаила Зощенко, по которым снята комедия, и заканчивая музыкой Александра Зацепина (!!) Об актёрах просто отдельный разговор. Сегодня только о юбиляре. Куравлёв играет Володьку Завитушкина, типичного представителя молодёжи 20-х годов прошлого века, для которых брак это как сходить в баню. Познакомившись со своей избранницей в трамвае зимой, в день свадьбы он с ужасом понимает, что не может узнать её среди гостей без пальто и шляпки. Герой Куравлёва нагловатый, недалёкий, безответственный. Он рисует его крупными, грубыми мазками, чтобы успеть рассказать как можно больше в короткой новелле. Супер.
10. Афоня (1975) — реж. Георгий Данелия
Афоня — один из лучших образов, созданных Леонидом Куравлёвым. В этой роли он поднимается до трагических высот. Зритель в растерянности — смеяться ему над Афоней и его злоключениями или рыдать над его непутёвой жизнью. Не перестаю удивляться и восхищаться, как советские режиссёры умели умудрялись даже в комедии закладывать многослойную философию. Куравлёв в роли Афони живой, трёхмерный, ему есть, что играть, и он с трепетно разворачивает перед нами жизнь своего нелепого персонажа, у которого, при всём его цинизме, осталась душа, и она требует радикальной перемены.
11. Ищите женщину (1982) — реж. Алла Сурикова
Этот фильм самый любимый в день 8 марта. Вся актёрская команда на высоте: блистательна Софико Чиаурели, и Сергей Юрский (снова в паре с Куравлёвым!), и Елена Соловей, и Александр Абдулов, и Леонид Ермольник. Как точно Куравлёв создал рисунок своего инспектора Грандена — законченного холостяка и ворчуна, который постепенно начинает оттаивать в компании своей бывшей подружки.
12. Мы, нижеподписавшиеся (1980) — реж. Татьяна Лиознова
Считаю эту картину истинным шедевром на производственную тему. Это психологический триллер, если хотите. Снятая практически в замкнутом пространстве поезда, она держит в таком сильном напряжении, а резкая и неожиданная развязка заставляет проигрывать дальнейшие сценарии — финал открытый, как модно было у многих советских режиссёров. Думайте, шевелите мозгами. Если вы по какой-то причине не видели этот фильм, настоятельно рекомендую. Куравлёв играет главную роль всей своей жизни, это точно. Самое поразительное в этой картине — здесь не важен сюжет, он практически отсутствует, но схватка характеров, трансформация, смена убеждений, предательство, лицемерие — всё вылазит наружу во время движения поезда. Куравлёв словно танцует свой образ — сначала шут гороховый, прикидывающийся идиотом, затем прозревший человек. Рядом с ним такие же мощнейшие личности ушедшего кинематографа — Юрий Яковлев, Ирина Муравьёва, Клара Лучко, Олег Янковский. Мне даже думается, что и Янковский сыграл в этом фильме свою лучшую роль. Смотреть обязательно.
Дорогая Georgina! Грандиознейший пост. Нечего добавить.
Леонид Вячеславович, с Днём Рождения! Здоровья Вам и достойных Вашего таланта ролей.
Да, Сашенька, это изумительный русский актёр. Желаю ему также здоровья от всего сердца.
Очень люблю Куравлева, действительно великий актер. У меня один из любимых фильмов «Дамы приглашают кавалеров» с Нееловой в главной роли. Там все герои уникальны, а герой Куравлева просто бесподобен и это при всех его отталкивающих чертах характера.
Недавно смотрела этот фильм — такая живая история. Они все естественные, словно из жизни. Там столько замечательных актёров!
Мощный пост, спасибо за подборку, часть из нее не смотрел.
Можно было публиковать всю его фильмографию с комментариями — смотрела очень много. Не люблю его в кино пост-советского периода. Но я этот период в принципе не люблю. Спасибо Вам за внимание к моим постам.
Опять присоединюсь к твоему мнению — и не вспомню с ходу ни одного хорошего фильма в пост- советском периоде. Только если очень долго буду думать… И Куравлеву, бедняге, как и многим другим нашим талантливым актерам, достались дурацкие «эксцентрические » комедии типа » В поисках золотого фаллоса» или бесконечные «Менты».