Давно хотела объясниться в любви замечательной актрисе, и подвернулся случай – её День рождения, а это веская причина вспомнить самые любимые её роли и окунуться в эти характеры. А характеры эти незабываемые, и она никогда не остаётся в тени, что бы ни играла – сразу выделяешь эту красивую яркую женщину из толпы. Я люблю все её роли в картинах, что смогла посмотреть за долгие годы – от сердобольных, готовых на любые жертвы, женщин – до отъявленных мерзавок. Ей веришь стопроцентно, она естественна, как воздух, которым дышит.
Итак, вспоминаю по порядку…
- Сверстницы (1959) – реж. Василий Ордынский
Эту картину могу смотреть бесконечно. Она о женской дружбе, которую пронесли по жизни три девчонки – Таня (Лидия Федосеева), Светлана (Людмила Крылова) и Кира (Маргарита Кошелева). Все трое очень разные, и по характеру, и по целям, которые они поставили в жизни. Таня – самая серьёзная, она будущий доктор. Она познакомилась с Аркадием (Всеволод Сафонов), которого Таня приняла за любовь всей своей жизни, но Аркадий решил по-другому и завёл роман с Кирой. Девушкам хватило мудрости не стать соперницами. Такое испытание проходят с честью единицы.
- Печки-лавочки (1972) – реж. Василий Шукшин
В этой картине актриса ничего не играет – она проживает свою героиню Нюру, словно бы она сама со своим мужем Василием Шукшиным отправляется к морю, оставив родных дочек на попечении родственников. В дороге они, наивные деревенские жители, встречают разных людей, добрых и не очень, и смотрят на жизнь широко открытыми от удивления глазами – ведь жизнь в деревне такая простая и понятная, а все люди, как на ладони. С такой любовью и пониманием относится актриса к своей героине, что начинаешь верить, это её собственная жизнь. Но когда узнаёшь её биографию – родилась в Ленинграде, закончила мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе, то начинаешь восхищаться её талантом перевоплощения. Девушка-то далеко непростая.
- Калина красная (1973) – реж. Василий Шукшин
Роль Любы в этой драме словно продолжение истории Нюры. Женщины очень похожих характеров, решительные, не мямли. Связав свою жизнь с бывшим уголовником, Люба готова жертвовать жизнью, чтобы помочь ему устоять. Она ему и подруга, и мать. Некоторые сцены невозможно смотреть без слёз. Это очень личная картина Шукшиных.
- Трын-трава (1976) – реж. Сергей Никоненко
Из-за Лидии, героини Федосеевой-Шукшиной разгорелись шекспировские страсти – муж (Сергей Никоненко) начал сомневаться в её к нему любви, а тут, как на грех, в неё влюбился студент (Николай Бурляев). Безумный любовный треугольник выясняет отношения на глазах всей деревни. Обожаю всех в этом фильме!
- Ключ без права передачи (1976) – реж. Динара Асанова
Этот фильм просто шедевр на школьную тему – я в нём узнаю свою собственную школу, свой класс и своих учителей. Таких разных. И Эмма Павловна тоже была. Как правдиво сыграна Шукшиной учительница химии. Она вызывает жалость – человек не на своём месте, не любит детей и боится их. Если бы только они все превратились в серых глупых незаметных мышек, которым можно заткнуть рот. Но нет, они спорят, возмущаются, оскорбляют. Работать невозможно в такой обстановке! И как Эмма Павловна преображается в коллективе учителей за праздничным столом – вот это её стихия, пирожки и салаты. И полная профнепригодность. Актриса создала архетип учительницы, которую узнаёшь по репликам, жестам. Блестящая работа!
- Позови меня в даль светлую (1977) – реж. Герман Лавров и Станислав Любшин
Одна из самых дорогих моему сердцу картин. Лидия Шукшина играет Грушу Веселову, которой совсем не до смеха – она одна тянет сына-подростка и, возможно, в последний раз пытается заглянуть в даль светлую, где маячит кандидат в мужья. Об этой картине читайте мою рецензию.
- Беда (1977) – реж. Динара Асанова
Ещё одна работа с ленинградским режиссёром Динарой Асановой и Алексеем Петренко. Страшная картина. Страшная своей правдой. Об алкоголизме. Лидия Федосеева-Шукшина играет жену законченного алкоголика, которого играет Петренко. В ней сосредоточились все противоречия женщины-жертвы. Она привыкла жить рядом с постоянным пьянством, что в голову не приходит разорвать порочный круг. Уверена, что все эти ужасы актриса знает не понаслышке – Шукшин очень сильно пил.
- Вам и не снилось (1980) – реж. Илья Фрэз
Как же я люблю Шукшину в этом фильме. Она самая живая, самая настоящая, такая узнаваемая мать. Её героиня ложится грудью на амбразуру, чтобы не дать разгореться любви мужа и сына. Мужа – к женщине из далёкой юности. Сына – к дочери этой женщины. Все её ухищрения, интриги, схемы приводят к трагедии. Но она железно, как каток, идёт к цели, закатывая самых близких под асфальт своей безумной к ним любви. Актриса великолепна, это человек-оркестр.
- Следствие ведут знатоки: без ножа и кастета (1988) – реж. Вячеслав Бровкин
Оставила в заключение сразу две отрицательные роли моей любимой актрисы. В знаменитом сериале «Следствие ведут знатоки» Шукшина играет Софью Рашидовну, женщину жестокую и жадную. Её муж был валютчиком и умер в тюрьме, но она не выдала золото следствию, а надёжно его припрятала. На дворе начало пресловутой перестройки, и она вместе со своим другом (Александр Белявский) великолепно ловят рыбку в мутной воде – ЖЭК – неисчерпаемый источник доходов. Софья Рашидовна сыграна на широкой палитре – она и любящая мать, допрашивающая с пристрастием будущего мужа своей дочери, и наглая работница жилищной конторы, для которой люди – мусор. Ей чужды такие понятия, как мораль и совесть, она живёт только для себя, наживаясь любыми путями.
- Петербургские тайны (1994-1995) – реж. Вадим Зобин, Леонид Пчёлкин
Очень люблю этот сериал. Бедность сквозит из него в каждом кадре, всюду видны картонные декорации и дешёвые интерьеры, съёмки на натуре сведены к нескольким картинками. Но, несмотря на нищету, картину вывезли замечательные актёры, за что им огромная благодарность. Все роли сыграны с полной самоотдачей, глубоко и интересно, цепляя историями не только главных персонажей, но и многочисленных линий второго плана. И, как всегда, где играет Лидия Шукшина, она становится центром притяжения. Магнит. Роль позволяет. Такой вселенской злобы персонаж её Амалия фон Шпильце, что она заслонила всех остальных злодеев сериала. Она обольщает, интригует, шантажирует, меняя маски. Можно смело сказать, что роль генеральши самая эпическая в карьере актрисы – она проходит через жизни многих персонажей истории и, в конце концов, отправляется туда, куда Макар телят не гонял.
Потрясающая актриса! Но фон Шпильце в её исполнении затмила для меня всех других её киногероинь! Папа мой говорил: «Я себя, начинаю бояться, как Амалию Потаповну ненавижу!» Воплощение зла под маской добропорядочности и благопристойности!