Грязные танцы \ Dirty Dancing (1987) – реж. Эмиль Ардолино

Когда я смотрела «Лихорадку субботнего вечера», у меня возникли ассоциации с другим музыкальным фильмом «Грязные танцы». Мне захотелось рассказать об этих параллелях, возможно, вам будет интересно об этом прочитать.

Между фильмами десять лет разницы, но действие фильма «Грязные танцы» перенесено в ранние 60-е. История показана глазами Бэби Хаусман, в первых кадрах слышен её голос, она говорит о предстоящем отдыхе в пансионате Келлермана, это её экскурс в прошлое.

Больше никаких её комментариев не будет. Обычно, если такой приём использован, то голос за кадром продолжает хоть изредка комментировать события. Здесь всё оборвалось на полуслове. То ли авторам не захотелось раскрывать карты и сохранить интригу, то ли это произошло ошибочно. Пусть уж сама героиня сделает этот подвод к событиям.

Впервые она видит Джонни через полуоткрытые двери в обеденный зал, где хозяин, Макс Келлерман (Джек Уэстон), проводит жёсткий инструктаж обслуживающему персоналу.

Все ребята приглашены из ведущих университетов и у них есть шанс заработать на продолжение учёбы, если сумеют себя правильно поставить в отношениях с богатыми клиентами, так сказать, на взаимовыгодной основе.

В этой первой сцене Джонни показывает свой строптивый норов по отношению к одному из таких студентов, Роби. В нём всё бунтует, но он вынужден смириться. Треклятые деньги.

А помните вы, сколько лет нашей героине Бэби (Малышке) Хаусман? Ей около 17 лет. Она только что поступила в колледж, где будет проходить экономику развивающихся стран и затем её мечта работать в Корпусе мира на благо самых угнетённых слоёв населения, африканцев, азиатов, надо полагать. В семье произносятся правильные речи о голодающих, о том, как это прискорбно, что такое изобилие блюд на столах Келлермана невозможно осилить.

Мардж, мать Бэби, уверена, что и европейцы голодают. Это персонаж настолько странный, местами смешной, кажется, что она под воздействием препаратов. Её недалёкость и отстранённость раздражают. Доктор Хаусман решает все дела семьи, он безоговорочный авторитет. Мардж нельзя тревожить, она под куполом из ваты, что порой просто кажется диким. А если она прикидывается? Если она в курсе всего и так отгородилась специально? Ведь иногда в её глазах мелькает вопрос — Что происходит? Скажите мне!

Такой же странной кажется Лиза, у которой либо будущая профессия, либо настоящая, неясно, заниматься декорированием. Из двух сестёр, Лиза, конечно, многократно ярче и красивее Бэби. Она похожа на диснеевскую Белоснежку.  Пожалуй, на неё делает ставку Мардж в выборе будущего мужа. Сама девушка готова отдаться Роби, не думая о последствиях. Если бы не внезапное открытие в бунгало Роби, она бы это сделала точно, вопреки предостережениям сестры.

Интересно, что отношения между сёстрами самые плачевные. Ревность к отцу, у которого в любимицах младшая дочка, не даёт Лизе приглядеться к сестре и понять её. Мне нравится сцена примирения сестёр ближе к финалу и традиционно вызывает у меня слёзы.

Отец – интересный персонаж семьи Хаусман. Он отличный доктор и, с моей точки зрения, хороший отзывчивый человек. Вспомните, как он сразу пришёл на помощь Пенни. По правилам он должен был сообщить в полицию о том, что произошло с девушкой, она могла умереть и представляю, каков урон имиджу Келлермана.

Здесь можно провести сравнение с семейкой Тони из «Лихорадки субботнего вечера». Там и здесь есть явные любимчики среди детей, а другие затаили обиду. Почему доктор Хаусман (Джерри Орбак) выбрал именно Бэби своей любимицей, а не Лизу? Пожалел её, что она не красавица, как сестра? Останется на вторых ролях, если он не возьмёт под своё крыло? Думаю, из-за разницы интеллектов. Старшая слишком глупая. Младшая не только участвует в дискуссиях с отцом о мироустройстве, она ещё и часть его досуга, не менее интеллектуального – шахматы. У них множество общих интересов, через дочку отец транслирует свои взгляды на всё, она их полностью разделяла. Внезапно всё рухнуло. Почему это случилось? Девушка сама об этом говорит отцу в сцене, которая разрывает сердце.

Скажу вам, что здесь я тоже лью слёзы. Отец и дочь плачут. Он о том, что потерял дочь безвозвратно. Она плачет о том, что любит отца даже такого, кто не принял её выбор и, возможно, никогда не примет. (К счастью, оба плачут напрасно). Слово «предательство» буквально висит в воздухе. Но для каждого из участников этого тяжелого разговора оно значит совсем разное. Это хорошо объясняет дочь. Сильная сцена.

Но не могу понять, почему в этом разговоре она не объясняет отцу его ошибку в восприятии всей ситуации с абортом. Почему она не говорит отцу, что Робби виновник этой заваренной каши. Джонни лишь поручитель, защитник Пенни и их связывает просто дружба. Да, мне понятна предельная честность Бэби, она не выдаёт чужих секретов, но в данном случае она теряет уважение отца, его любовь и может быть просто изгнана из семьи, которую любит. Только представьте молчащего отца, игнорирующего всё, что хоть как-то связано с нею! Он уже показал эту свою грань в дальнейших эпизодах. Самое жуткое, что меня приводит в негодование, это продолжающаяся отстранённость Мардж, матери! Это кем же надо быть, чтобы не замечать глубочайшего кризиса в семье? Даже недалёкая Лиза почувствовала жалость к сестре, несмотря на завоёванное внимание отца. Отец! О таком мужчине мечтают обе. Такой должен быть будущий избранник. Но у одной – негодяй Робби. У другой – танцор Джонни, развлекающий публику и исполняющий желания богатых скучающих женщин.

Как вы думаете, годится такой кандидат в мужья, чтобы стать членом семьи Хаусман? Наверно здесь и заканчивается сказка. Слишком глубока пропасть между Джонни Каслом и Фрэнсис Хаусман. Её отец заработал высокое положение семьи своим каждодневным трудом. Ему не упало богатство сверху. Как сможет Джонни поддержать относительное благополучие своей семьи? Что он может, кроме танцев?Возможно такие же вопросы появились и у самих участников истории.

Если провести параллель с «Лихорадкой субботнего вечера», то там положение Тони гораздо проще. Его девушка пусть и с амбициями, но её статус ничуть не выше его. Почему-то я не очень беспокоюсь, как Тони устроит свою будущую жизнь. А вот Джонни это совсем другое. Он умудрился влюбиться и полюбить девушку другого круга и других амбиций. Да ещё из такой семейки, где будет постоянный психологический прессинг обоих. Печально звучит его рассказ об отце и предложение от него заняться реальным делом. Каким? Малярничать. Ну, прямая отсылка к тому, чем занимается Тони, и чему он показал средний палец. А можно ли остаться в своём любимом занятии, танцах? Для Тони – нет. Нужна какая-то работа. Танец для него не средство заработать на жизнь, а, наоборот, убежать от неё. Для Джонни это деньги и, судя по разговору о стоимости аборта, деньги эти ничтожные. Почему-то не зарабатывает он и на обслуживании женщин. Значит, тоже нужна какая-то другая работа.

Подобралась к теме секса, которая откровенно заявлена в названии картины и сопровождает всё повествование. Этим занимаются богачи пансионата Келлермана, этим занимается обслуживающий персонал, к этому стремятся девушки Хаусман — потерять пресловутую девственность. Танцы это откровенная имитация секса. То, что замалчивается, скрывается и всячески камуфлируется обществом того времени.  В этой части отношения, показанные в «Лихорадке», просто вызывают когнитивный диссонанс – совокупление животных, ни о каких других чувствах речи не идёт. Тони, в том же ряду, потому что так заложено природой – трахай, пока есть возможность. Девушки также не отстают, а то и опережают парней. Вспомните всех этих девушек вокруг Тони. Всех этих Анэтт, Конни и Дорин. Да и Стефани лишь прикрывается словами о дружбе, как щитом, но точно не устоит перед ним. И зачем? Тогда чем отношения между Бэби и Джонни в «Грязных танцах» отличаются от остальных? А вот чем…

Здесь показан весь процесс любви – интерес, симпатия, влечение (влюблённость) и постель.

Раньше Джонни переходил сразу к последнему пункту. Для него это сделка. Не он выбирает, его выбирают. Ему лишь надо сказать «да», поскольку в карманах пусто и ему пока ещё нравится спать с ухоженными женщинами. Вы помните, что ему около 25 лет? Прямой отсылки нет, но так утверждают источники. Разница в возрасте с Бэби около восьми лет, что довольно много, и он может и обязан отвечать за свои решения. Она по американским законам несовершеннолетняя.

А теперь рассмотрите сцену, когда после аборта Пенни доктор Хаусман не подаёт ему руки, потому что сам Джонни сказал ему о своей близости с девушкой. Было бы странно, чтобы он пожал руку подлеца, каким считает танцора. А вы бы пожали ему руку, зная только об таком факте да ещё намёках Келлермана в сторону обязанностей подобных учителей танцев?

Джонни явно оскорблён, раздавлен, унижен. И это после того, как он завоевал работу в соседнем отеле с девушкой, которую не только подготовил с нуля к такому достижению, но и успел полюбить. Чего он ждал? Он ведь не признался, что Робби, человек из высшего круга, такого родного для доктора Хаусмана, так низко поступил с женщиной.

Джонни в страданиях и внутреннем пересмотре ценностей. Он проходит похожую с Тони стадию, но Тони вошёл в этот пересмотр после страшной смерти друга Бобби, а Джонни (на тот момент) понимает, что потерял Бэби. Честность и чувство собственного достоинства не дают Джонни защищаться. Это отлично поняла девочка, только что закончившая школу и простившаяся с детством. В этом идиллическом месте, отгороженном от мерзкого мира, на неё свалилась   действительность во всей своей ужасающей реальности – предательстве, аборте, сексе за деньги и, наконец, грязных танцах.

Танцы манят своим откровением. Они и есть сам секс. По крайней мере, такими глазами на это действо смотрит Бэби. И объект поклонения выбран, блестящий танцор с сумасшедшим обаянием. Сопротивление бесполезно. Как-то меня коробит, что Джонни, зная, как молода девушка (на дворе 60-е!), пошёл на эту связь. Да, она сама пришла и просила об этом – «Потанцуй со мной». Грязный танец. Но почему не взбунтовалась его совесть? Оставляю за скобками.

Он приходит проститься с доктором Хаусманом после увольнения из пансионата Келлермана. Не знаю, зачем, на что рассчитывает. Само его появление вызывает у отца девушки боль и страдание. А он ещё говорит её отцу, какая особенная у него дочь. Как она показала ему, что можно изменить мир. Тут у меня такой кринж. Он говорит это отцу, уверенному, что перед ним законченная мразь, о которую ноги вытереть противно. Хорошо хоть Джонни решился снять тёмные очки!

Не могу пройти мимо финала. Последние эпизоды очень грустные. Расставание влюблённых раздирает сердце. Бэби превратилась во взрослую женщину. Она ничего не ждёт в этом пансионате. Но Джонни сказал при прощании: «Увидимся».

Да, расписалась в этом посте, но уверена, что что-то упустила. Надо ли вам говорить, что и Дженнифер Грей и Патрик Суэйзи старше своих персонажей на десять лет? В своих интервью они заявили, что едва терпели друг друга. Патрику не нравилась нулевая подготовка Дженнифер в танцах, и она его этим напрягала.

Звучит странно, потому что именно это неумение в начале и конечный результат тренировок особенно интересно наблюдать в картине «Грязные танцы». Он, как Пигмалион, создавал свою Галатею и это очень убедительно показано  — любовь Джонни и Бэби буквально вырастала на глазах.

Мне нравится, как Пенни подключилась к подготовке новичка. Мне нравится, что это перешло в хорошую дружбу между ними. Пенни сыграна отлично, а в танце с Патриком она смотрится действительно потрясающе. Не чета Бэби. Понимаю Патрика.

Пойду в своих рассуждениях дальше. Не кажется вам, что она, Пенни, и есть настоящая ему пара?

Дженнифер в своих интервью говорит об отсутствии химии между ними во время съёмки. Трудно в это поверить. На мой взгляд, все романтические сцены сыграны настолько органично, что веришь в их любовь. Или Патрик единолично вывез эту линию с присущим ему профессионализмом? Тогда честь ему и хвала за это. Он, несомненно, переиграл Дженнифер в фильме «Грязные танцы», что неудивительно — мало кто может с ним конкурировать в кадре. Грей довольно однообразна, но от этого я люблю её не меньше. Здесь она на месте.

Хочу сказать ещё об одной параллели между фильмами, о которых пишу. Патрик Суэйзи и Джон Траволта профессионалы в области танца. Джон учился танцам у такой звезды как Джин Келли. Патрик же получил настоящее хореографическое образование и стал бы звездой балета, но травма не дала ему на это шансов, и он пришёл в кино. Спасибо за это судьбе.

И ещё одна маленькая связка между картинами. Пенни.

Партнёршу Джонни по танцам, играет Синтия Роудс. Она играет с Джоном Траволтой в сиквэле «Лихорадки» — «Остаться в живых», который поставил Сильвестр Сталлоне.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *