Девочки мои дорогие, как давно я не рассказывала вам о романтических фильмах, которые скрашивают наши серые будни, согревая душу и сердце. Если вы ещё не посмотрели чудо-чудное «Бабочки свободны» на нашем блоге, немедленно сделайте это прямо сейчас, ведь на очереди восхитительнейшая романтическая комедия того же режиссёра — «40 карат».
Фильм «40 карат» снят в 1972 году, когда многие из нас ещё ходили в школу и даже не задавались таким вопросом:
«А возможна ли любовь между двадцатилетним пареньком и тётенькой, которая ему годится в матери?»
Мы были ужасно романтические и верили во все сказки сразу, но потом с годами почему-то растеряли свои розовые очки и стали смотреть на мир как жуткие стервы. Вот явились миру удивительно влюблённые друг в друга Деми Мур (49) и Эштон Кутчер (34). По правде говоря, я думала, он гораздо младше, а он уже настоящий переросток для такой беспокойной девушки как Деми. Ну, и где нынче эта любовь? Давайте посмотрим на другую беззаветно влюблённую пару, у которой впереди целая жизнь. Это я так красиво выразилась о самой материальной девушке планеты, Мадонне (53) и её мальчике, игрушке по имени (держитесь, чтобы не свалиться!) Брахим Заибат (24).
И таких союзов всё больше и больше. Возможно, и в вашем ближнем круге есть что-то похожее. Никто не смеётся, относятся с пониманием, призывая на помощь остатки юношеского романтизма. Сегодня нас этим не удивишь. Но фильм «40 карат» снят 40 лет тому назад, а потому нам придётся хоть на несколько часов вернуться в юность и поверить в игру, которую предлагает нам режиссёр Милтон Джордж Кацелас.
Энн Стэнли (Лив Ульман) деловая самостоятельная женщина, которой почти что сорок, в разводе, имеет взрослую дочь. Прежде чем окончательно перейти во взрослую категорию женщин без всякой надежды на любовь и погрузиться в дизайнерскую деятельность, она отправляется в Грецию, чтобы в последний раз тряхнуть стариной. Небольшая авария на горной дороге сводит её с 22-летним парнем Питером Лэтхемом (Эдвард Альберт), и эта встреча заканчивается романтической ночью под открытым небом к вящему удовольствию обеих сторон. На рассвете она покидает его и со скоростью света возвращается в Нью-Йорк, стараясь побыстрее забыть греческое приключение.
К счастью, Нью-Йорк сразу приводит её в чувство. Всё, что казалось на берегу Средиземного моря почти возможным, в сутолоке мегаполиса уже представляется сумасшествием и отклонением от нормы. Энн занята по уши работой, дочерью, матерью и часто приходящим в гости бывшим мужем (Джин Келли). Все они настолько живые и разнообразные, добрые, внимательные друг к другу, что диву даёшься. Чего только стоит бабушка, мать Энн! Она глаз не спускает с новых вещей в гардеробе внучки Трины, и как только появляется нечто экстравагантное, как она тут же цепляет шмотку на себя.
Только-только начинает налаживаться быт семьи и с появлением очень богатого техасца мистера Роджерса кто-то даже пытается строить планы. Но всё вдруг превращается в полный бедлам, когда Трина приводит в дом своего нового парня, с которым недавно познакомилась. В семью буквально вламывается Питер, греческое приключение Энн. И если в декорациях Эллады любое приключение возможно, то в Большом Яблоке это вызывает смятение и стыд.
Но, похоже, ситуация от души забавляет Питера. Он успевает даже поцеловать Энн на кухне, напомнив ей о том времени, когда они были ближе некуда. Он требует объяснений её внезапного побега, потому что всю историю воспринял всерьёз, он настойчив, упёрт, от него просто так не отделаться и Энн понимает, что влипла.
Питер требует объяснить, как это может быть такое раздвоение личности: в Греции свободная независимая взрослая женщина, а в Нью-Йорке – жалкая трусиха, боящаяся собственной тени.
Дорога, по которой идут, а лучше сказать, ползут эти двое навстречу друг друга, сплошные шипы и колдобины. Смех сквозь слезы будет одолевать каждого зрителя в течение полутора часов. Некоторые сцены из дикой комедии вдруг превращаются в высокую драму. Например, сцена знакомства Энн с родителями Питера. Поразительны все сцены с бывшим мужем Энн, который вдруг понял, что любит только её и готов вернуться.
Как смешно и трогательно они оба разруливают обстановку, как он поддерживает свою жену, узнав о молодом любовнике. Именно он произнёс слова, вынесенные в заголовок фильма: «Тебе не сорок лет, ты бриллиант в сорок карат!».
Именно он придал Энн уверенность в праве на женское счастье. Но больше всех вас удивит дочь Энн, Трини. Вот уж никак я не ожидала от неё такого решения! В этом фильме все зажигают по полной программе, нет ни одной пустой роли. Я знаю, что некоторым не нравится Лив Ульман, и они не смогли из-за неё получить удовольствие от фильма. Я ужасно люблю Лив, музу великого шведского режиссера Ингмара Бергмана, поэтому с радостью смотрю с нею всё подряд. Когда вы посмотрите «40 карат», напишите, готовы ли вместо неё принять актрис, которые пробовались на роль Энн: Софи Лорен, Дорис Дэй, Одри Хёпберн, Элизабет Тейлор, Джоан Вудворд, Гленда Джексон, Ширли Маклейн.
Кстати, забыла сказать о самом главном – в фильме представлена не только деликатная проблема, когда женщина вдвое старше вступает в брак с совсем молодым человеком (что до сих пор вызывает споры, а порой и осуждение), но и обратная ситуация, почему–то привычная для всех нас – мужчина женится на девочке, вчерашней школьнице, и это абсолютно в порядке вещей. Задумайтесь, насколько лицемерно общество, в котором мы все живём, какие двойные стандарты оно исповедует. Фильм «40 карат» средствами лёгкой комедии раскрывает эти двойные стандарты, никого не осуждая и не критикуя, он говорит нам, что человек имеет право на счастье, и сам решает, с кем это счастье разделить.
За комментарий отдельное спасибо! Напомнила про такой чудный фильм,надо пересмотреть.
Пожалуйста. Всегда рада услужить хорошему человеку.
Посмотрел в 3-й раз. В первый, в начале 90-х по ТВ. Очень понравился. Влюбился в Ульман. Потом лет через 10. Цинично пересмотрел и подумал еще, блин, какое-то все-таки ненастоящее кино… И вот сейчас, в середине 6-го десятка, вспомнил то первое чувство легкой влюбленности в тот 1-й просмотр… Какое же все-таки было прекрасное то кино… Спасибо за текст.
Спасибо за Ваш отклик! Я тоже очень люблю этот фильм. Ульман прекрасна, как и в каждом фильме режиссера Бергмана. Если Вы не видели фильм «Бабочки свободны» того же режиссера, что снял «40 карат», очень рекомендую. Получите огромное удовольствие. На нашем блоге есть рецензия на этот фильм. Еще раз спасибо, что поделились своим впечатлением.