Хорроры перекочевали эпоху дистопии и приобрели элементы из других жанров – триллеров, саспенса, психологической драмы. Ярким примером может послужить картина «Оно приходит ночью», (у нас выходит 24 августа) где само название обещает ужастик, слепленный по новым канонам: одинокая хижина в глубине леса, люди в противогазах с дробовиками, свободу перемещения ограничивает суровый глава семьи (Джоэл Эдгертон) – дом всегда под замком, если даже ненадолго уходишь по делам, и особенно это правило должно работать ночью – смотри название картины.
Однако режиссёр Трей Эдвард Шульц вообще не считает ужастиком свою картину:
«Я не намеревался делать фильм ужасов, по сути. Я хотел снять фильм о чём-то очень личном, а это обернулось таким образом. Я вложил в картину свои страхи, и если мой страх приравнивается к хоррору, ладно, пусть будет хоррор. Но это не привычный фильм ужасов».
Если рассматривать хоррор как место, где исследуются наши разнообразные страхи, то в него можно запихнуть, что угодно. Но до какого-то момента в этом жанре соблюдались незыблемые установки: вампиры не отбрасывают тень, зло обязательно наказывалось или, хотя бы как-то объяснялось, а не переходило победоносно в сиквэл. Эти немудрёные правила сопровождали зрителя, пустившегося в просмотр ужастика, исследование неизвестного.
Неудивительно, что режиссёры задаются вопросом, что же происходит, когда гаснет свет. Что происходит, если ты очутишься за железными условиями хррора и отправишься в самую темноту. Может, там ждёт что-то ещё более пугающее? Или не страшное вовсе? Может, это и есть некий под-жанр ужастика, некий «пост-хоррор».
Для зрителя фильм «Оно приходит ночью» тем более пугающий, что не знаешь, откуда точно вылезет ужас. Это смесь дистопии об апокалипсисе человечества, заразы и «Ведьмы из Блэр», но больше всего, это фильм об ужасах, которые внутри человека. Семья персонажа Эдгертона, Пола, заключила тревожный союз с другой семьёй, попавшей в похожие обстоятельства, но никто не выпускает из рук оружия, и между ними нет и намёка на доверие – только чувство вины, сожаление и паранойя. Остались ещё семейные узы, перешедшие из охранительных в репрессивные. Сына-подростка одолевают ночные кошмары, он страдает лунатизмом. Если добавить сюда кромешную темноту, в которой кто-то бродит с фонарём, и становится совсем неважно, какую цель ставил режиссёр – рассказать о своих страхах или снять фильм ужасов. Страшно и всё тут.
И этот жанр самый благодатный для того, чтобы представить вариации на тему домов с приведениями, зомби и психопатов, обладающих сверхъестественными способностями. Режиссёр Шульц:
«Я знаю, что название фильма звучит, как какая-то тупая картина о чудовищах или около того. Но такое название очень отвечает теме картины, но не буквально».
История берёт корни из его собственных страхов – отец-наркоман, ушедший из жизни незадолго до того, как был написан сценарий. Перед смертью он признался сыну, что он сожалеет, что так прожил жизнь.
«Смерть – это неизвестное. Мы не знаем, что это такое. И это пугает. Сожаление. То, как мы ведём себя в жизни. Решения, которые мы принимаем. Это пугает меня всю мою жизнь» (режиссёру всего 28 лет!)
Прежде чем стать режиссёром, Шульц учился в университете, но бросил его, что не очень обрадовало его родителей. Он вскоре получил работу у Терренса Малика в картине «Древо жизни».
«Не знаю, в курсе ли он того, что изменил всю мою жизнь. Он вдохновил меня на неординарность. Просто надо пытаться выглянуть из своей коробки и найти способ снять своё кино».
Надо сказать, что фильмы жанра хоррор делают отличную кассу. Взять картину Найта М. Шьямалана «Сплит» — при бюджете в 4.5 миллиона долларов он заработал 252 миллиона. Можно утверждать, что малобюджетный хоррор вполне может получить деньги, сопоставимые с блокбастером.
Режиссёр фильма «Оно приходит ночью» говорит о сильном влиянии, которое оказал на него Роман Полански своей «квартирной» трилогией — «Отвращение», «Ребёнок Розмари» и «Жилец». Полански раздвинул границы традиционного хоррора, так же, как это сделал Стэнли Кубрик в «Сиянии» и Николас Роуг в картине «А теперь не смотри».
Но эти шедевры были сняты в ту эпоху, когда большие студии не гнушались жанром хоррор и готовы были вкладывать огромные деньги в подобные проекты. Теперь же режиссёру, решившему взяться за съёмки ужастика, придётся довольствоваться экономным вариантом. Кстати, картина «Оно приходит ночью» уже окупила свой бюджет в два раза только в США.
Французский режиссёр Оливье Ассайас в «Персональном покупателе» вводит сверхъестественный компонент в свою картину об ассистентке парижского дома мод, которую играет Кристен Стюарт. Она ищет знаки от своего погибшего брата-близнеца. Она верит в приведения и зрителю понятно, что она это не придумала. Николас Виндинг Рефн сделал главной темой своего «Неонового демона» кровожадных вампиров-лесбиянок из мира моды Лос-Анджелеса. Вроде бы старый добрый вампирский ужастик, но совершенно нетрадиционный во всех смыслах.
На подходе премьера ещё одного фильма «История призрака» (мировая премьера 22 января) режиссёра Дэвида Лоури («Пит и его дракон»), который легко вписывается в линейку новых фильмов ужасов. И снова название вводит в заблуждение. Приведение, конечно, имеется. Но это Кейси Аффлек прячется под простынёй с прорезями для глаз. Он человеческий символ приведения, эмодзи. Погибнув в автомобильной аварии, он постоянно наведывается к своей молодей жене, убитой горем (Руни Мара), но она его не видит. Когда она уезжает, он остаётся в доме, где постоянно меняются жильцы. Затем и дом разрушается. Время замыкается на себе, а история переходит из личной травмы в сферу космических предположений.
И вот что говорит о своей картине Дэвид Лоури:
«Я хотел привлечь внимание к архетипам и иконографии фильмов с приведениями, фильмов, где дома населены призраками, при этом не переходить в жанр хоррора. Взгляните на любой фильм ужасов и вы сразу отследите, о каких общественных или личных тревогах этот фильм. Мой фильм не исключение – у меня масштабный экзистенциальный кризис, связанный с поиском моего места в этом мире. Кроме этого, у меня очень личный конфликт с моей женой по поводу нашего переезда. Всё это обернулось моим давнишним желанием снять картину о парне в простыне».
Лоури не сноб и смотрит картины своих собратьев по цеху:
«Я хожу смотреть большинство фильмов ужасов, но обычно закрываю глаза руками».
Он с восхищением отзывается о картине «Заклятие 2», но больше всего любит азиатских режиссёров в этом жанре. Например, режиссёра из Таиланда Апитчатпона Вирасетакула, в одном из фильмов которого мёртвая жена приходит и ежедневно садится за стол. Вся карьера этого режиссёра посвящена фильмам эпохи «пост-хоррора».
«Оно приходит ночью» и «История призрака» выпущены студией A24 Films, молодой компанией, получившей Оскара за «Лунный свет» и «Комнату». Если кто и проталкивает жанр хоррор к новым горизонтам, так это точно эти ребята. Разве не время рассказать о наших первобытных страхах и выбить их из нас? Но почему-то когда дело доходит до ответа на крупные метафизические вопросы, рамки хоррора начинают трещать по швам и не справляются с напряжением – как необъятная чёрная пустота в ожидании яркого света, чтобы всё пришло в движение.
источник — The Guardian
Давно перестала смотреть ужасы, но эти фильмы заинтересовали. Спасибо за рекомендацию.
Мне захотелось посмотреть с Кейси Аффлеком — «История призрака» — по крайней мере, звучит свежо