Джо Райт, как и все режиссёры, познал взлёты и падения в своей недолгой карьере. От шедевра «Искупление» до откровенно неудачного «Пэна: Путешествие в Нетландию»», он снова купается в лучах славы в связи с успешной драмой «Тёмные времена». Вполне вероятно, ему повезёт, и он получит награду в какой-то номинации на предстоящем Оскаре. По крайней мере, Гари Олдман, сыгравший в картине Уинстона Черчилля готов к получению своей первой статуэтки. Итак, Джо Райт рассказывает о своих картинах в хронологическом порядке.
Гордость и предубеждение (2005)
«ГиП» кажется таким давним. Помню, как мой продюсер Пол Уэбстер сказал мне, что только один из десяти начинающих режиссёров снимает второй фильм. Это меня потрясло. Я был полон решимости снять вторую картину, и было таким облегчением узнать, что люди мне доверяют, давая такой шанс.
В этом фильме столько любви. Было чудесное лето – какое-то безмятежное времяю Мне доверили снять мой первый полнометражный фильм, меня окружали все эти удивительные девушки. Я так и запомнил этот послеполуденный свет и смех. Взаправду счастливое время. Кира (Найтли) удивительная в этой картине. И Том Холландер. Не знаю, помните ли вы сцену, когда он приходит к ней делать предложение с одним единственным цветком? Я видел, как он в перерыве бродил по саду этого дома, потом подошёл ко мне и говорит: «Я подумал, что преподнесу это Кире в следующей сцене. А я сказал: «Да, Том, это будет восхитительно». Это было особенное время – мы были такие молодые. Хочется плакать…»
Искупление (2007)
«Я так ясно видел фильм в своей голове. Я видел его форму, его наполнение, и форма идеально отражала содержание. Меня это сильно взбудоражило. Я немного путался в «ГиП», но в «Искуплении» я знал, что делал. Можно подумать, что у меня не было сомнений. Были. Но я чётко знал, что надо делать. Потом появилась Сирша Ронан, и это позволило фильму стать тем, чем он стал. Нам очень повезло. Так же случилось и с Гари (Олдманом) в «Тёмных временах». Я никогда не признавал слова Дэвида Лина, когда он говорил, что фильм это 99% кастинга. Мне нравилось думать, что я контролирую больше этого, но, к несчастью, думаю, этот старикан прав».
Солист (2009)
После «Искупления» у меня было нервное расстройство. Потом мне прислали сценарий о шизофренике. Я подумал, что смогу со всем этим разобраться в картине. Но мне было очень тревожно снимать фильм об Америке, особенно современной Америке. Не чувствую, что я как-то её понимаю. И если честно, кто её поймёт.
Я всегда любил Алана Кларка («Отбросы») и Британский реализм, и я решил провести какое-то время на Skid Row среди бездомных. Это поразительные люди – у них есть чувство общности, в отличие от остального Лос-Анджелеса.
Я сказал, что сниму фильм, если мне позволят нанять 500 человек и заплатить им за работу. Я думал, что студия откажется, но они согласились. Мы поставили банкомат на Skid Row, чтобы те, кто с нами работают, могла получить чек и обналичить его. Работать с Робертом Дауни младшим и Джейми Фоксом было интересно. У меня в «ГиП» снимался Дональд Сазерлэнд, но такие большие голливудские звёзды были впервые. Было это хорошо? (Пауза) Это было интересно. Американские актёры очень отличаются от британских, в которых изначально закладывается, что писатель это звезда и их работа служить тому, что написано. А в Голливуде актёры уверены, что актёр это звезда, вокруг которой всё вертится, что временами обескураживает.
Ханна (2011)
Идея снять «Ханну» пришла Сирше Ронан. Обычно режиссёр выбирает актёров, но в нашем случае актриса выбрала режиссёра. Она уже была в картине, которую продюсировала Focus Features, и Сирша попросила меня снять фильм. Сценарий написан великолепно очень эксцентричным писателем, которому было 25, когда он его написал. До этого он ничего не писал. Его сценарий был настолько дикий и безумный, что студия наняла кого-то, чтобы переписать сценарий заново.
«Когда я прочитал первый сценарий, я заинтересовался, почему такая разница между сценариями, и узнал, что он переделан другим сценаристом. Я попросил прийти автора.
Это была удивительная возможность выразить мою другую сторону любви к кино, к Дэвиду Линчу, странность и гиперреальность, мечтательность. И я использовал для этого музыку The Chemical Brothers и вставил сцену с вечеринкой в духе 90-х.
Анна Каренина (2012)
«Анна Каренина» позволила мне поработать с Томом Стоппардом (сценарист). Мне невероятно повезло, потому что я не получил должного образования в школе и не учился в университете, поэтому моя карьера стала меня учить, и я сидел в ногах у Стоппарда – это огромная честь и дар свыше.
Фильм написан в полном реализме, но мы не могла себе такого позволить. Где-то за десять недель до съёмки я предложил: «Как насчёт того, чтобы всё поместить в театре?», и все закивали. Так что это был эксперимент.
Что действительно любопытно – этот фильм любят поклонники кино, а многие его не принимают вообще».
Пэн: Путешествие в Нетландию (2015)
«Пэн» был по-настоящему интересным и дорогим проектом. Я хотел снять картину, которая бы передала анархию фантазии ребёнка и была бы совершенно нелогичной.
Я наслаждался, снимая этот фильм. А потом мы обнаружили, что аудитория, для которой мы снимали этот фильм, дети 11, 12, 13 лет не захотели его смотреть, потому что были уверены, что фильм про Питера Пэна это фильм для маленьких детей. Мне пришлось перекраивать фильм в расчёте на 6-7 –летних детей. В этом была самая главная проблема с картиной.
Критика и коммерческий провал погрузил меня в сомнения, но тут подоспел сценарий об Уинстоне Черчилле и вытащил меня оттуда».
«Чёрное зеркало» (2016)
«Это вывело меня из депрессии –отличный сценарий. Я бы ещё снял один фильм. (Кстати, один фильм сняла Джоди Фостер – прим. Редакции). Я считаю Чарли Брукера (сценарист) истинным гением. Я бы с удовольствием с ним ещё поработал. Вот только когда».
«Тёмные времена» (2018)
Для меня «Тёмные времена» стало возвращением к тому, что я люблю – драме. Это было возвращение к основам. В сценарии много пожилых белых мужчин разговаривает друг с другом. И вызов в том, сумею ли я из этого создать то, что можно смотреть, что оживёт светом и юмором и затем перейдёт в что-то вроде политического триллера. Я смотрел много картин Хичкока до того, как снимать свой фильм – его ранние Голливудские работы – «Дурная слава», «Незнакомцы в поезде» и захотел, чтобы мой фильм смотрелся как триллер в духе Хичкока.