Этот фильм так нахваливали со всех сторон, что грех было не вырваться на один вечер из шедевров прошлого века, чтобы оценить сегодняшний продукт. Я страстная поклонница детектива. Уточняю, хорошего детектива. Не скандинавского, из-под пера Сига Ларссона или Ю Несбё, где не знаешь, кто страшнее, убийца или сыщик с его демонами, а детектива в духе Агаты Кристи или сериала «Коломбо».
И то, что «Достать ножи!» снят почти по этой формуле, даёт мне шанс назвать его милым фильмом. И сто процентов уверенности, что я к нему больше не вернусь, хотя уже заявлено продолжение. Когда заявляется сиквэл картины, то уже понятно, чего-то не досказали и припрятали, чтобы потом размазать на ещё одну-две, а то и три серии.
В любом детективе самое интересное, это расследование и психологические портреты вовлечённых в преступление людей, а проще, подозреваемых. И в хорошей истории очень интересно следить, как ведут себя эти подозреваемые и в каких отношениях находятся друг с другом, поэтому пройдусь по персонажам.
В «Достать ножи!» всё крутится вокруг Дэниэла Крейга в роли частного сыщика Бенуа Бланка. Режиссёр Райан Джонсон упивается присутствием вечного Джеймса Бонда. Словно он с таким трудом заманил его в проект, что тратить время на других – себе в убыток. В связи с этим ничтожно мало в кадре Дона Джонсона и Джейми Ли Кёртис, супружеской пары Линды и Ричарда. Но даже с минимальным присутствием оба успевают заявить о себе в деталях и нюансах.
Кроме Крейга одеяло на себя пытается перетащить Тони Коллетт в роли невестки убитого (покончившего собой?) главы клана Харлана Торби (Кристофер Пламмер). Она кривляется, таращится, просто лезет в глаза своим постоянным присутствием.
Не зря Линда (Джейми Ли Кёртис) отмахивается от неё, как от навозной мухи. С размахом (или замахом!) подан Рэнсом, внук Харлана Торби, одна из ключевых фигур повествования. Его играет Крис Эванс.
Рэнсом импульсивный, дёрганый персонаж и очень злой. Он сын Линды и Ричарда (Дон Джонсон). И если папаша безобидный миляга, погуливающий на стороне, то сынок хорошо вонзился в горло деду.
В этой большой семейке есть ещё Уолт, брат Линды, его жена и пренеприятный сынок подросток. Майкл Шеннон играет своего персонажа без малейшей самоиронии, слишком серьёзно.
А сцена, где он прессует Марту, стуча своей тростью по полу, даже страшновата. И тут точно не до смеха. Уолт словно выскочил из ужастика типа «Хижина в лесу».
Есть ещё средневековая бабуля, чей возраст не помнит никто из семейства, но навскидку, точно больше века. Бабуську многозначительно показывают крупным планом, намекая, она ещё скажет своё слово. И она сказала: «Рэнсом, ты опять вернулся!»
И этого умному сыщику Бенуа Бланку (Дэниэл Крейг) за глаза и за уши. Можно закрывать дело. Наконец, добралась и до Марты, сиделки почившего в бозе хозяина роскошного особняка-замка, который все называют «дом, наш дом». Марта – любимица хозяина и его единственный друг.
Так бывает.
Девушка иммигрантка, не то из Эквадора, не то Никарагуа. Члены семьи с ней заигрывают в демократию, называя частью этой самой семьи, не подозревая, что скромная и забитая на вид сиделка, в курсе всех телодвижений сестёр, братьев, невесток, зятьёв, внуков и внучек. Их снисходительность к ней преувеличенна. Девушка всё это ощущает кожей. А потом и не кожей. У Марты (Ана де Армс) всегда одно и то же выражение лица, виноватое, напуганное и слезливое. Глаза точно всё время на мокром месте. Невинного детского образа показалось маловато, сценарист придумал такую фишку, что не устоять, ни усидеть – девушка органически не переносит вранья. То есть, буквально. Её рвёт. Это такая находка, которая ни один зрительский желудок не оставит равнодушным – воспринимается на висцеральном уровне, поскольку врать ей приходится много. Её психологическую особенность используют, чтобы выведать у неё информацию. Очень удобно – надо лишь поставить перед ней ёмкость, куда полетят переваренные остатки пищи.
То, что Марта не пустоголовая сиделка, понятно не только из её внимательного наблюдения за окружающими, но и непростого времяпрепровождения хозяина – он играет с ней в го, китайские шахматы, а это относится к разряду высокоинтеллектуальных игр. Сразу вспомнилась одна из серий «Коломбо», где мой любимый лейтенант знакомится с маджонгом у Патрика Макгуэна, агента ЦРУ. Марта не только изображает из себя игрока в шахматы, она регулярно обыгрывает своего партнёра. А это значит, ей будет, что предъявить семейке, которая накинется на неё после оглашения последней воли умершего.
Итак, я мило провела вечер и поставила картине твёрдые три балла. Режиссёр отдал дань старому доброму детективу с чувством, с толком, с расстановкой. Ну, не совсем. Местами история идёт по пародийной тропке, но такой узкой, что сбивается с пути, вихляя то туда, то сюда, будто не знает, куда же прибиться. Только Дэниэл Крейг держится заданного вектора – он чистая пародия на 007.
Вот и я мило провела вечер с мужем в кино за просмотром этого фильма, поддавшись на уговоры блогеров посмотреть этот шедевр. Неплохой фильм, но такой волны восхищённых воплей не заслуживает, по-моему.
Мне интересно было наблюдать в этом фильме за некоторыми актерами, которых я увидела в неожиданном для себя амплуа. Благородный капитан Америка здесь редкостный негодяй, и Крейг мне не показался повторением Бонда, я в нём увидела скорее престарелого, погрузневшего, попивающего, но рисующегося, например, Фандорина ( не могу быстро придумать аналог из мировой популярной детективной литературы). Дейми Ли Кёртис очень понравилась, от Дона Джонсона после «Нэша Бриджеса» и «Ковбоя Мальборо» вообще ничего не ждала, так что тоже приятно меня удивил. Тони Колетт недолюбливаю, наверно, её и должно было быть слишком много, такой вот она «избыточный» персонаж.
Посмотреть и забыть. Зато, кстати, не забудешь быстро ни «Чёрного лебедя», ни «Знака Зорро» с Тайроном Пауэром! Тем более, «На краю лезвия» или «Аллея кошмаров» — это настоящее кино.