Чужие письма (1975) – реж. Илья Авербах

«Чужие письма» — один из тревожных фильмов о взрослении. В нём начисто отсутствует показуха и морализаторство. Он словно утверждает – бывает и так, разбирайтесь сами. И, честно говоря, нет однозначного отношения к персонажам – они все многогранны, как реальные люди. С ошибками, которые иногда не получается исправить. Как в случае с Зиной Бегунковой, главной героиней истории. К ней отлично применима русская поговорка «Горбатого могила исправит». Она абсолютно горбатый человек. Она захватывает в водоворот своего мощного воздействия многих людей и треплет их жизни. И кому-то несдобровать. Под её раздачу попадает брат Шура (Иван Бортник), от которого она не слышала слова худого все эти годы, а потому знает, что он не способен дать ей отпор. Он знает её насквозь и даёт ей меткую характеристику «Она со всем миром в ссоре». Он растил её в отсутствие матери, которая села за растрату в тюрьму на долгие годы. А после выхода, похоже, решила не возвращаться совсем. Шура не держит зла на мать, более того, в свой самый радостный день пригласил мать на свадьбу, надеясь, что эта встреча примирит, наконец, максималистку дочь с матерью.

Он очень ошибся — этот день стал триггером целой цепочки событий, где ему самому досталась незавидная роль. Зинка беспощадна к близким – всем, кто даёт слабину перед её железным характером. Она – каток и научилась закатывать в асфальт  любого. Она почувствовала свою власть над людьми — у каждого нашла слабое место и мастерски научилась переворачивать человеческие истины в удобном для себя ракурсе. Она словно опьянела от власти и начала зарываться. На классном собрании заявляет, что некоторым не место в 9 классе, они его не заслужили, перечисляя провинности мальчишек. И волосы встают дыбом от перспективы увидеть такую на посту директора школы. Но будьте уверены, она обязательно будет кем-то руководить.

Она – монстр с невинными глазами. Вторгается в чужие жизни, распахивая дверь ногой.

Она не только читает письма учительницы, приютившей её, но копирует эти письма, выдавая за свои и приносит в класс подруге. Когда же Вера Ивановна говорит ей, что это нехорошо, она смеётся: «Вы же сами хотели, чтобы я их взяла. Разве не так? Зачем письма лежали на видном месте?»

И не возразишь – аргумент весомый. А может, вправду Вера Ивановна хотела, чтобы девочка их читала? А потом участвовала в её судьбе, коли она сама не может понять, чего хочет от мужчины, с которым спит?

Пересматривая картину сегодняшними глазами, я обнаружила в ней очень неудобные моменты, на которые не нашла ответа. Зачем Вера Ивановна (Ирина Купченко) взяла Зинку к себе? Она хороший учитель, требовательна к себе, прежде всего. Но разрешить жить у себя 16-летней ученице, у которой есть семья? При этом отношения учительницы и её друга Игоря известны всем. И эти отношения странные, если не сказать  мучительные. В эти отношения входит Зинка и орудует там киркой и лопатой.  Она поставила перед собой задачу их развести по разным сторонам и сделала это блистательно. Из случайных разговоров понятно, что Зина мечтала соединить учительницу с братом Шуриком, но из этого ничего не вышло. Шурик выбрал серую мышь, которая даже платье на свою свадьбу не удосужилась сшить, а пришла в том, в чём бегала накануне в магазин. Для меня этот факт вообще необъясним. Зачем режиссёр так окончательно унизил невесту Шуры перед его сестрой?

И вот этот Игорь, театральный художник, ни разу не спросил свою подругу: «А что это за шмакодявка, которая не даёт нам встречаться?» Он молча терпит, вызывая у меня протест и возмущение.

А всё потому, что мне неясны мотивы Веры Ивановны и ничего не прояснится в этом направлении вообще. По-видимому, Вера Ивановна сама в себе ничего не понимает и плывёт по жизни импульсивно.

А Зина, тем временем, попробовала свои силы в соблазнении мужчины. Из ближнего круга брата. Пряхин (Олег Янковский) – единственный, кто остановил напор девицы. Сцена, когда Пряхин  толкает её в воду, держа в руке прут, еле сдерживаясь, чтобы не отстегать по оголённым ляжкам,  просто сумасшедшая.

И очень странно, что развития не получилось. Вера Ивановна принимает в дом мокрую Зинку, находит Пряхина, чтобы заставить его всё рассказать Шуре. Уводит его и всё. На этом конец истории Пряхина. Он не вывел на чистую воду врунишку? Не рассказал, как всё было? Как она напрашивалась на отношения с ним? Кажется, такая оборванность сделана намеренно – если бы Вера Ивановна услышала такой рассказ, она бы сто раз подумала, прежде чем предоставить жильё своей ученице.

Ещё более странным выглядит поступок учительницы после того, как она узнаёт, что её письма украдены и отданы в класс. Зинка собирает вещи, чтобы уйти от Веры Ивановны, но та останавливает её криком из глубины души. После этого Зинка совсем вышла из берегов.Теперь ей точно всё дозволено, руководство личной жизнью учительницы, в том числе.

Здесь у меня и появляется неприятный вопрос, который по сегодняшнему дню нередок — уж не влюблена ли сама Вера Ивановна в Зинку, как Пигмалион в своё творение, которое так пестовалось и вскармливалось и, наконец, проросло? Отсюда и тягомотные отношения с Игорем, на месте которого я бы давно оставила Веру Ивановну в Калуге в полном покое. Конечно, можно многое объяснить материнскими чувствами с одной стороны, и желанием прильнуть к материнскому плечу, с другой. Если слишком глубоко вникать. А  на поверхности какая-то двусмысленность, что  портит впечатление от вроде бы правильной, хорошей, доброй учительницы.

Она дружит со старыми коллегами, которые знают, что такое по-настоящему учить и воспитывать. Она приходит к ним в дом, заявляя: «Я не могу больше учить детей. Я ударила девочку». На что получает реплику: «Кому это так повезло? Уж не Зине ли Бегунковой?»

Все в курсе, кто такая Бегункова, только не Вера Ивановна, опытный педагог. Словно полностью закрыты глаза на недостатки, только любование, неиссякаемая вера в её слова. Её принцип — всё разъяснять и объяснять детям. Но каково же было открытие, когда старый педагог говорит: «Почему нельзя читать чужие письма? Просто нельзя и всё!» Вот так просто.

Осталась непонятной концовка картины – Зинка снова в строю. Снова получает улыбку своей любимой учительницы и кричит: «Скорее, Вера Ивановна, мы вас ждём». Неужели всё сначала? Опять по кругу? Подчинение чужой воле, стыд за отношения с мужчиной, и жизнь под пристальным надзором зарвавшегося подростка? Как видите, картина вызвала у меня бурю эмоций и оставила в полной растерянности. Может, это и была задача режиссёра – эпатаж? Кстати, при всей моей любви к музыке Олега Каравайчука, на этот раз она мне мешала. Нервировала, вызывала тоску и жалость. К кому? К девочке, становящейся на моих глазах чудовищем? К Вере Ивановне, инфантильной, полусонной принцессе, которой неустанно любуется камера Дмитрия Долинина? Или ко всем сразу, мученикам и жертвам Зины Бегунковой?

Не могу не сказать, как великолепна Светлана Смирнова в роли Зинки Бегунковой.  Это дебютная роль актрисы, ей 19 лет. Такое впечатление, что это двадцатая её роль, настолько профессионально она раскрывает свою героиню. Разве бы вызвала её Зина такую бурю чувств, сыграй актриса вяло и плоско?

Люблю Смирнову в фильме «Впервые замужем» в роли Тамары, ужасной дочери Евгении Глушенко. Актриса хороша в роли Эбигайл Черчилл в «Стакане воды», историческом фильме по пьесе Эжена Скриба. Кстати, фильм «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса о тех же самых событиях, что и наш «Стакан воды», но, по понятным причинам, сексуальные акценты расставлены по-другому.

Читайте рецензию на фильм Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева»

 

11 комментариев to Чужие письма (1975) – реж. Илья Авербах

  1. AlexSandra:

    Посмотрела сегодня — для меня это невыносимый фильм! Все персонажи этой истории ужасны. Либо монстры, либо недопустимо слабы. Никому не могу сочувствовать. Ощущение, что адекватны здесь три представителя старшего поколения во главе с Шарко.
    Зинка великолепно сыграна Смирновой, но персонаж настолько отвратителен мне, что аж зубы сводит. Не думала, что после «Впервые замужем» эта актриса своей игрой сможет вызвать у меня ещё более сильные чувства.
    Почему никто из этих двух»сладких парочек»- Вера и Игорь, Шура и Зоя — не дал отпор этой малолетней стерве?!
    Читала как-то, что Майя Булгакова была милой и интеллигентной женщиной, но на мой взгляд, ей лучше всего удаются асоциальные личности либо преступницы, и мать Зины и Шуры — не исключение. Я видела немало женщин с подобной судьбой, и хотя в кадре её было не много, она похожа на всех них, вместе взятых — интонацией, пластикой, мимикой, манерой говорить.
    Янковский — молодец, конечно, что дал отпор этой зарвавшейся Зинке, но я такой типаж, какого он сыграл, просто не люблю.
    И музыка просто ужасна! Особенно в титрах, словно играют на сильно расстроенном пианино. Вот и жизнь у всех здесь такая — ненормальная , расстроенная, им нужен настройщик, который поставит все этой «команде» мозги на место. Кстати, в таком контексте музыка, наверно, гениальна.

    • georgina:

      Вполне согласна, что фильм вызывает такие чувства — там все, словно сговорились потворствовать Зинке и прогибаться под неё. Вижу ясно в этой картине, как взращивается поколение наглых предпринимателей и управленцев, которые сейчас все у власти.

  2. Dorohuncio:

    Очень странный фильм и самая странная там — Вера Ивановна. Совершенно осталось непонятным что ею движет, зачем она эту девочку вообще приютила? Однако Вера Ивановна явно получает какое-то извращенное удовольствие от этих отношений как бы странно это не выглядело. Жизнь иногда такие фокусы выкидывает, что происходящее на экране уже и не сильно удивляет.
    Зина, конечно, малоприятный персонаж, но с учетом отягченной наследственности и подросткового возраста многое закономерно. Вполне вероятно что она войдёт во вкус и будет продолжать своё деструктивное влияние на ближайшее окружении, но зависит это вовсе не от неё, а скорее от тех кто её позволяет так себя вести. Получается, кроме Пряхина, это всем нравится.
    Не вериться что это первая роль Смирновой, она великолепна.

    • georgina:

      Точно сказано «Вера Ивановна явно получает какое-то извращенное удовольствие от этих отношений как бы странно это не выглядело»! Совершенно недопустимый поступок для учителя — взять к себе жить ученицу. Думаю, для того времени это было ещё как-то приемлемо. Но сегодня — за гранью.
      Не увидела отягощённой наследственности у Зини Бегунковой. Мать сидела за растрату. Про отца мы не знаем. Но брат изумительно хороший человек, образованный, сердечный. Видимо, он создал для сестры слишком тёплую среду проживания, потакал ей, боясь обидеть «сиротку». В результате выпестовал бессердечную эгоистку.

  3. Хотелось написать о фильме, но после чтения рецензий скажу о рецензентах: фильм Авербаха прогнозировал опасность именно такого пустоголового хамья и давал робкую надежду на то, что современному хамству все же можно противостоять.

  4. Елена:

    По-моему, это фильм — об одиночестве. Одинока Зина. Росла без мамы-папы, потому истово жаждет любви «из книг». Одинока Вера Ивановна. Приютила дикую и наглую девочку — в первую очередь, от пустоты. От жизни в холоде и нелюбви… Тяжело так жить. Потому и приютила-пригрела. Кроме того, есть особенность у интеллигента, терпеть и прощать — до последнего… А потом, после передышки — снова терпеть и прощать. Ну а то, что хамство вновь и вновь пускает всё новые ростки вокруг своей жертвы — это настолько естественный закон, что, на мой взгляд, и не нуждается в доказательствах.

    • georgina:

      Спасибо за Ваш комментарий. Не очень с Вами согласна. Почему Зина одинока? Она живёт с братом. Разве это одиночество? Причём, брат её любит, лелеет, распустил её даже. ТО, что ей не хватает матери, возможно. А возможно, что лучше без неё, чем с нею. Зине и не нужна семья как таковая, для неё главное руководить народом, что она и делает с успехом в школе, всегда в центре всех событий. Какое уж здесь одиночество — во всех кружках сразу задействована. И почему одинока Вера Ивановна? У неё отношения с мужчиной. Мужчина хороший, даже внешне интересный. То, что она не хочет с ним связывать свою жизнь, а берёт к себе жить девчонку, это и есть главная странность учительницы. Но совсем не одиночество её к этому толкает. Выйди замуж, роди, и пестуй своё дитя, а не чужою взрослую девицу. В любом случае, Ваше мнение интересно, потому что заставляет с Вами спорить. Спасибо.

    • Светлана:

      «Одинока Вера Ивановна.» вы фильм смотрели? С какого перепугу она одинока? За ней ухаживает ,пишет нежные письма добрый ,красивый художник,а она либо его не любит,а скорее всего не умеет любить( нни одного жеста любви ,ни ласкового слова ,ни поцелуев в фильме нет ,Она какая- несексуальная женщина .А Зина никаких писем не крала,Она прочла письмо художника и представила,что это как- бы» ей» пишут ,И переписала его ,как будто ей като- то написал ,Только и всего.Ей очень хотелось( как и многим девочкам,что- бы ее кто- то по- настоящему полюбил и написал красиво об том.Потом она принесла в школу и показала письмо подружке и сказала ,что ей прислал это письмо любимый Подружка не поверила ,и письмо начали читать все в классе и смеяться с Зины , и Вера Ивановна тоже взяла и прочла( ай -я -яй! и по стилю догадалась,что Зина списала красивые слова с ее письма ,только и всего Но по сути ,Зина прочла только ее чужое письмо ,а весь класс и Вера Ивановна — получается тоже прочли ЧУЖОе ПИСЬМО Зины ? И никто , бы даже сам Авербах это не понял Если бы Вера Ивановна ,как порядочный человек))),не читала письмо ,,найденное в классе ,она бы ничего и не узнала ,Ну и Авербах начудил ,Так что ей бы самой поучиться не читать чужие письма,прежде чем Зину и учить,

  5. Elena:

    Автор рецензии мало, что понял в фильме! Но категоричности от непонимания — много!
    Боюсь, что это «непонимание» не лечится, ибо выращивается с малолетства!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *