Какой замечательный ушёл актёр! Иван Бортник. Какие роли! Трудно представить кого-то равного ему в сегодняшнем, с позволения сказать, российском кинематографе. Так печально. И в то же время, я знаю, что все его образы останутся в моей памяти. И не только его Промокашка. Давайте вспомним большого Артиста. И помянем его роли добрыми словами.
- Зеркало для героя (1987)
Это один из моих любимейших фильмов. Люблю его за атмосферу, за интересный сюжет в духе «Дня сурка». За соединение эпох. За поставленную в лоб проблему отцов и детей и преемственность поколений. За органичную игру актёров, где Иван Бортник просто в своей сумасшедшей стихии.
Его Андрей Немчинов – плоть от плоти прошлой эпохи. Он словно случайно оказался в новом времени. В том парке, где Наутилус поёт свою горестную «Гудбай, Америка!», а Немчинов заглянул туда просто так, на огонёк. И если Сергей, его случайный попутчик по путешествию во времени, в ужасе от того, куда они попали волею судьбы, то Андрей словно растворяется в прошлом, принимаясь за дело — ему в том времени всё абсолютно ясно и понятно.Очень щемящий фильм.
- Родня (1981)
Это фильм Никиты Михалкова. Фильм гротескный, в нём всё доведено до абсурда – даже девочку Иришку играет Фёдор Стуков!
Это история Марии Коноваловой ( Нонна Мордюкова). Она приезжает в город, чтобы помочь дочери, у которой распадается семья и, заодним, навестить своих знакомых. Иван Бортник играет такого знакомого, Вовчика. Он давно не живёт с семьёй. Алкоголик. Законченный. Сначала он пытается предстать перед нею в лучшем виде, но сцена за сценой снимает с него всю напускную браваду, обнажая его полное одиночество и безысходность. Бортник играет своего героя так, что пронимает до основания. Мы смотрим на его героя глазами Нонны Мордюковой и жалеем до слёз Вовчика. Плачет она, плачем мы.
3. Чужие письма (1975)
Обожаю эту картину Ильи Авербаха. Он снимет Ивана Бортника в ещё одной своей картине «Объяснение в любви». Что-то такое разглядел в неказистом внешне актёре режиссёр такого масштаба, автор такого мощного психологического кино, как «Монолог», «Фантазии Фарятьева», «Голос». И разглядел правильно, вынул из актёра его тончайшую сущность, дал ему сыграть человека сомневающегося, растерянного, робкого. И всё это проснулось в Шуре под напором младшей сестры Зины, омерзительного манипулятора, беспринципной и наглой. Бортник играет Шуру, взрослого и состоявшегося человека, полностью во власти сестры. Как и где он проглядел, как она сформировалась в такую наглую особу? Этот фильм дал мне шанс посмотреть на актёра в другом амплуа, нежного и размышляющего человека. Обязательно напишу рецензию на эту картину.
4. Место встречи изменить нельзя (1979)
Ну куда же без этого фильма! Даже в такой звёздной компании актёров он сияет, забыть его невозможно. Сразу считывается его лакейское нутро, он шестёрка, почти конченный человек. За короткие сцены, в которых появляется Промокашка, узнаётся его история жизни — образование тюремное, при всех режимах займёт свою нишу с марафетом. Глуповатый, пронырливый, готовый услужить всем. Все его пинают и держат за никчемное существо. При этом опять же заслуга актёра — Промокашка вызывает двойственные чувства — брезгливость и жалость одновременно. Его хочется узнать поближе — как он докатился до жизни такой. Нет, точно, его персонаж не второго плана. Голливуд бы не замедлил снять о таком спин-офф.
Светлая ему память!
Читала недавно, что Высоцкий именно его хотел на роль Шарапова. По-моем, совсем другой фильм тогда бы получился.
Без Высоцкого не вижу эту картину вообще. А Бортник на своём месте.