Этот фильм имеет в моей жизни странную особенность – он внезапно накатывает и требует внимания и размышления. Не знаю, что такого особенного в нём, но он буквально укоренился в моей жизни. Стёрлись детали, а осталось главное – ощущение чего-то очень большого, важного, к чему стремишься изо всех сил, а оно ускользает. Как в снах, или фантазиях. В его, Фарятьева, фантазиях.
Расскажу о своих впечатлениях, что не даёт покоя. Мне раньше казалось, что люди, живущие у моря, совсем другие – морская стихия даёт им лучший обзор жизни. В этой картине (фильм снимали в Феодосии) о море напоминает лишь тельняшка на Любе, младшей сестре Шуры.
Сам же город серый и унылый, без перспективы и панорамы. Полное отражение жизни персонажей картины.
Да, я не сказала, кто все эти люди, что меня так будоражат.
Человек не первой молодости, Фарятьев (Андрей Миронов), знакомится с учительницей музыки Шурой (Марина Неёлова) на вечеринке у своего приятеля Бедхудова и влюбляется с первого взгляда. О Бедхудове часто говорят на протяжении фильма, однако сам он не появится. Лишь косвенно, но при этом не менее драматично. Шура в него влюблена, и невозможно иначе – им восхищён весь город, он — яркая личность, он — комета, вокруг него все сгорают. Зачем ей после Бедхудова такой Фарятьев? К чему эта игра со стороны Шуры? Она сходит с ума от любви к другому человеку и при этом мучает Фарятьева.
Он вызывает в ней жалость, сочувствие и даже ненависть. Он вознамерился мечтать? Вот такой никчемный? С такой неромантичной профессией, как стоматолог? И о чём это он говорит так увлечённо, внезапно преображаясь и, даже становясь на миг красивым? О каких-то наших предках, прилетевших из других миров и посеявших зёрна непонимания между людьми?
Андрей Миронов, милый, симпатичный актёр, изменился до неузнаваемости – глаза, как у рыбы, он силится смотреть на Любу без очков и не видит её. Он всё придумал. Придумал Шуру, женщину, которую он будет любить всю свою жизнь. Зачем? Она ведь как раз из другого мира, возможно, оставленная теми холодными пришельцами без души и сердца. Ей осточертела музыка и люди. И бездарные, как ей кажется, дети, которым она эту ненавистную музыку преподаёт. А дети ощущают всё её отвращение к ним и передают это чувство дальше – бездарно и фальшиво исполняя урок.
Мать Шуры (блистательная Зинаида Шарко) озабочена одним – прикрепить, наконец, свою старшую дочь хоть к кому-нибудь. С Бедхудовым что-то не получилось, подойдёт Фарятьев. Она даже отправляется знакомиться с тёткой, где он живёт, чтобы иметь представление, кто войдёт в её семью. И пусть после этого говорят, что она ничего не сделала! Формально, да. Но ведь она глухая и слепая. Только понаблюдать за её театральными истериками, пафосной речью и переходами от крика к шёпоту. Где она реальная? Когда плачет и замирает над курицей, доставая её из духовки и понимая, что с Фарятьевым покончено?
Или с дочерьми, ругая их и наставляя, полностью растворяясь в их жизнях?
Тётя Фарятьева, тётка, тётенька (великолепная Лилия Гриценко) — ещё один глухой и слепой персонаж этой горестной трагикомедии. Прекрасные, доходящие до печёнок слова, за которыми пустота и эгоизм. Казалось бы, уж кого ей понимать, кроме как родного племянника Пашу? Она любит и ценит красоту, радеет о друзьях и родственниках из прошлого, но все её хлопоты о сторонних людях, а кровоточащее от неразделённой любви сердце Фарятьева ей равнодушно и чуждо. Сразу понятно, как их миры параллельны.
Шура. Она жестока, как все влюблённые. Если её раздавило катком, то пусть все полягут под его колёсами. Она играет с Фарятьевым в кошки-мышки. Он ей абсолютно не нужен, но на неё давит истеричная мать, которая понятия не имеет, что лучше быть одной, чем с Фарятьевым. Она стремится повязать эту пару селёдкой, курицей, обильным питьём, лишь бы соблюсти традицию. Слава богу, Шура не сломалась и побежала по первому свисту и зову своего любовника Бедхудова. Она полностью встроилась в схему отношений «жертва-палач» и ничего другого ей не надо.
Для Фарятьева год не задался. Не пришёл его момент гармонии, о котором он страстно мечтает, не понимая, что бегство от него Шуры это не горе для него, а счастье. Хотя, как сказать. Возможно, постоянное самоистязание ревностью это своеобразное счастье для таких людей.
И, наконец, самый интересный и живой персонаж истории, Люба (Екатерина Дурова). Люба – замечательная девушка. Концентрат подростковых комплексов. Она отлично понимает всех и знает все инструкции по применению жизни. Она не верит в любовь, тут же признаваясь в любви Фарятьеву. Она готова убить всех вокруг себя, чтобы только её оставили в покое. О, как зацепила её фантастическая и безумная теория Фарятьева! Ей кажется, наконец-то, всё встаёт на свои места! Всё объяснилось! Теперь понятно, отчего такой раскол в человеческих связях, такая ненависть, такое отторжение. Она единственная услышала сердце Фарятьева и полюбила. И пусть он пока ничего не понимает, видит её смутно без очков, но первый шаг сделан – он произнёс правильно её имя – «Люба». А ведь это и значит любовь и… понимание. Нет, они не от инопланетян.
Читайте пост «10 лучших ролей Ирины Купченко» , где упомянут фильм Ильи Авербаха «Чужие письма»
Спасибо за рецензию!
Смотрела этот фильм подростком, очень плохо его помню, но помню вывод , сделанный после просмотра — Миронов может быть РАЗНЫМ! До этого мне казалось, что он везде прекрасен, но одинаков (Фигаро — Бендер — министр-администратор и т.д.).
Да, Саша, я именно с этого хотела начать пост, но отвлеклась. Миронов здесь очень трагический.
Я бы сказала, что Миронов тут откровенно пугающий. Фильм смотрела относительно недавно, сильная вещь, но ощущения были не слишком приятные.
Он очень влюблён и, думаю, не замечает, как давит своей любовью на Шуру. Я бы тоже сказала, что впечатлений мало приятных. Но ведь не из-за приятных впечатлений смотрим фильмы в большинстве, правда?
Нет конечно. Но пересматривать его я точно не буду.
У меня было сильное ощущение, что его, поначалу невинные странности скоро превратятся в стойкое психическое нарушение. Что он уже на грани потери связи с реальностью. Он пугает как раз тем что в любой момент может свихнуться. Причём во что выльется сумасшествие этого человека совершенно не понятно.
Там вообще от каждого героя веет безысходностью, кроме Любы, пожалуй. Но Люба вполне может выкинуть какой-нибудь жуткий фортель, глядя на всю эту семейную обстановку.
Местность совершенно унылая, ужасная. Бежать оттуда хочется. И никто из героев не убежит, в этом и ужас.
В общем закрыть этот фильм и больше никогда не открывать.
Миронов, один из основных секс символов советского кинематографа, играет «рыбу» ? Надо глянуть фильм.
Не просто играет, он там натуральная рыба!