Букшоп \ The Bookshop (2017) – реж. Изабель Койшет

Так странно, что прокатчики не удосужились перевести название, так и оставили его на английском. Понимаю их изуверский ход – кто клюнет на название «Книжный магазин»? Я бы точно клюнула, потому что обожаю читать книги и смотреть фильмы, где книги, если не главные герои, то хотя бы крепкое связующее звено истории. Например, как в замечательной картине «Черинг Кросс Роуд, 84».

Именно этот фильм всплывал в памяти, нанося невосполнимый вред моему просмотру «Букшопа». Ну почему тему книг и чтения надо обязательно снять так скучно, как это сделала Изабель Койшет? После этого совсем не хочется бежать в книжный магазин, библиотеку и  садиться у камелька с томиком Пушкина в руках.

Самая первая ошибка – растянутость фильма. Два часа! Так как истории не хватает, действий почти никаких нет, то режиссёр полностью поглощена картинкой. Восточная Англия 50-х годов, море, лодки, чудесные деревенские пейзажи, яркие краски. Слишком яркие, на мой взгляд, чтобы поверить в жизненность этой истории.

Флоренс Грей (Эмили Мортимер), вдова много лет (по книге 16 лет), она очень любит читать и решила открыть книжный магазин в своём родном селе, где заведомо известно, что жители мало интересуются книгами.

Казалось бы, никаких препятствий не будет, но они возникли – влиятельная богатая дама Вайолет (Патриша Кларксон). У неё свои планы на старый дом, где собирается разместить свои книги Флоренс и жить сама.

Желание Вайолет импульсивно – она жаждет иметь свой собственный центр искусств лишь летом, когда недалеко проходит фестиваль, а ей очень хочется всем утереть нос. И ещё, похоже, она просто жаждет поставить выскочку на место и показать, кто в доме хозяин. Однако Флоренс готова к сопротивлению. Единомышленников у неё немного, но зато есть очень весомые. Например, мистер Брандиш (Билл Найи), местный таинственный житель, пожилой, давно живущий анахоретом и презирающий Вайолет и её круг.

Он – объект сплетен и слухов, а потому, когда тот поддержал Флоренс в её битве за магазин, это вызвало новую волну разговоров.

Кристин (Хонор Книфси), девочка-подросток, помогает Флоренс в её магазине и стоит за неё горой. Голос этой девочки, ставшей взрослой, звучит за кадром, и финал картины говорит, кем она стала.

Противостояние двух лагерей, где у одной на карту поставлена практически мечта всей жизни, а у другой только её тщеславие, показано в картине невыносимо скучно.

Главная героиня, Флоренс, лишена обаяния напрочь. И она какая-то безжизненная. В ней нет энергетики, она неинтересна. Неуклюжая, некрасивая, она словно взывает к зрителям: «Я такая же, как вы, я одна из вас. Испытывайте ко мне сострадание». А вот не испытывается.

Флоренс приходит к мистеру Брандишу на чай. Накануне она отправила ему книгу Набокова «Лолита», чтобы он высказал своё мнение, стоит ли заказывать книгу с такой скандальной репутацией для продажи в её магазине. Я обрадовалась — сейчас начнётся разговор двух умных читателей на острую тему. Не тут-то было – сплошная многозначительность, обмен банальностями и его восхищение её храбростью. Холостой выстрел. Нигде по ходу повествования Флоренс ничем не выдала своей начитанности и осведомлённости. Она сыплет именами авторов и названиями книг, но даже то, что она завлекла Кристин в мир поклонения книгам, никак не принимается на веру.

«Букшоп» с самых первых кадров почему-то вызвал у меня ощущение глянцевой фальши. Я не поверила в английскую деревню конца 50-х. Всё словно покрашено и отремонтировано вчера, блестит и сверкает. Откуда это в стране, которая только-только выползла из второй мировой? И снова передо мной образец – «Черинг Кросс Роуд, 84». Там, правда, Лондон, не деревня, но нищета показана во всём диапазоне — от обветшалых жилищ, поношенной одежды до скудной еды.

Также неправдоподобны все персонажи, двухмерные, без развития характеров, гротескные лица.

Взять хотя бы миссис Гиппин, мать Кристин. Женщина должна бы благодарить, что её дочке дали работу, и она принесёт в дом 12 шиллингов, но нет, она мрачнее тучи и совсем не потеплела к Флоренс, да ещё и угрожает ей.

Итак, после просмотра двухчасового фильма «Букшоп» у меня осталось впечатление, что меня обманули, заманили в историю и оставили ни с чем. Я не получила ни пищи для ума (а ведь книги!), ни развлечения. Когда-то давно я смотрела фильм Изабель Койшет «Тайная жизнь слов» и до сих пор он у меня в памяти — задел какие-то струны. Также памятна её «Элегия«. А в этот раз не случилось. Не запомнится «Букшоп».

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *