После целой череды посредственных картин, наконец-то, маленькая жемчужина. Крошечный бюджет, без особых претензий, но каково исполнение! Настоящий эталон триллера, не пропустите.
Я очень люблю детективы. Не очень – про сексуальных маньяков, но мне понравилось, как эта тема раскрыта в картине «Без предупреждения». Можно сказать, виртуозно, без излишеств во всём, но тревожность пропитывает все сцены. Саспенс.
Самое любопытное, я почувствовала полную погружённость в историю, а она начинается стремительно – с убийства. В зашарпанном номере отеля убийца расправляется с женщиной и уходит с места преступления без спешки.
Мы видим, как он добирается на машине до своего места обиталища, снимает одежду, демонстрируя неразвитый слегка располневший торс, замечает кровь на рубашке и выбрасывает её в портативную печку. Только теперь зритель видит его лицо, и оно не внушает отвращения или ужаса. Обычный парень, даже миловидный. Он стоит у кровати, а затем, как подкошенный, валится в подушку. История так и будет подаваться с двух ракурсов – убийцы и полиции, идущей по следу.
А ещё голос за кадром будет изредка давать некоторые факты.
Это уже второе похожее убийство. Полиция сразу связала эти два убийства – зарезаны молодые женщины приблизительно одного телосложения, обе блондинки.
Орудие убийства, как говорит судмедэксперт, садовые ножницы. Полиции ещё надо прийти к пониманию профессии маньяка, а мы уже знаем, что Карл Мартин – садовник и знает свою работу хорошо. Он работает на торговую фирму, развозит пакеты с удобрением, горшки с цветами, сотрудничая с разными питомниками. В питомнике Сондерса он вдруг приметил симпатичную блондинку.
Это Джейн, дочка хозяина питомника, и мы с ужасом понимаем, что она в смертельной опасности. Джейн (Мэг Рэндолл) – привлекательная молодая женщина, её муж в заграничной командировке, а она приехала помочь отцу и как-то скоротать время, чтобы не сильно скучать по мужу. Мне сразу ясно, что женщина очень порядочная, не чета тем, что развлекались с Мартином и получили ножницы в спину. Но Мартин уже начал вынашивать свои мерзкие планы относительно Джейн. Параллельно полиция составляет психологический портрет убийцы.
Психиатр, изучив детали преступления, относит маньяка к параноикам, отметая две другие группы. Он не психопат-садист. Убивает одним ударом, значит, убийство не доставляет ему удовольствия. (И, правда, Адам Уильямс органично передал душевные судороги своего персонажа). Маньяк не относится к эпилептическому эквиваленту – он не убивает, когда на него накатит приступ. Уже появились свидетели, которые отмечали его абсолютное спокойствие и самообладание. Остаётся паранойя. Эксперт рисует портрет убийцы настолько совпадающий с реальной жизнью Мартина, что дух захватывает. Неполная семья, обездоленность, чувство неполноценности, затем появляется не просто женщина, жена, красивая блондинка, которая для него всё самое дорогое. Но ей это осточертело, она бросает мужа и сбегает к другому. От этого поехала крыша, и мозгом завладело одно желание – мстить.
В финале картины, самой динамичной части, Мартин бросает всего одну реплику о себе: «У меня была когда-то жена». И в этом столько горечи, что становится ясно – портрет нарисован точно. Несмотря на то, что я понимаю ущерб, нанесённый Мартину родителями и женой, я не испытываю к нему жалости.
Только представить, сколько бы разгуливало маньяков, получи они такие же пинки из детства! На планете не нашлось бы места от них спрятаться. К счастью, таких, как он, немного. Но я не испытываю к Мартину и ненависти. Он, по сути, давно умер, истлел изнутри. Думаю, пуля, которая отправила его к праотцам, стала для него избавлением.
Теперь о сыгранных ролях. Адам Уильямс в очередной для себя роли плохого парня. В «Сильной жаре» Фрица Ланга он подельник злодея.
Да и у Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад» он не белый и пушистый.
Интересный момент – образ маньяка из «Без предупреждения!» никак к нему не приклеился. А вот к некоторым актёрам приклеивается на всю оставшуюся жизнь. Взять хотя бы Энтони Перкинса в роли Нормана Бейтса из «Психо» Хичкока. Всё-таки, в Мартине есть что-то земное и человеческое. Это, несомненно, заслуга актёра. С Адамом Уильямсом надеюсь встретиться в «Асфальтовых джунглях» Джона Хьюстона, собираюсь посмотреть этот фильм давно.
Достоверно сыграна Джейн. Как она чутко почувствовала опасность со стороны Мартина!
Это не остановило её от дальнейших ошибок, что могло печально для неё закончиться. Я высоко оценила простую игру всех актёров. Простая, не значит, плоская. Наоборот, малыми средствами раскрывается персонаж, что гораздо ценнее напускного драматизма.
И нельзя не сказать о том, что фильм “Без предупреждения!” это нуар по визуальному восприятию – отличная картинка в контрастном чёрно-белом формате. Хоть сейчас в рамочку и на стенку.
Впервые в таком жанре увидела лабораторию, где судебный химик разбирает улики, оставленные убийцей на месте преступления. Этот химик такой очаровательный, с таким юмором, что хотелось бы побольше этих сцен.