В 1962 году французский режиссёр Франсуа Трюффо смог уговорить Альфреда Хичкока на 30-и часовое интервью. Хичкок неохотно согласился. Результатом стала книга «Кино по Хичкоку» которая до сих пор является научным пособием для большинства сегодняшних режиссёров. 19 мая в Каннах состоится показ документального фильма «Хичкок-Трюффо», где Мартин Скорсезе, Дэвид Финчер, Уэс Андерсон, Брайан Де Пальма, Ричард Линклейтер расскажут об огромном влиянии, которое оказала на них эта книга.
В интервью длиной в неделю Альфред Хичкок подробно рассказывает, что скрывается в будоражащей воображение сцене триллера «Головокружение», когда полицейский Скотти (Джеймс Стюарт) просит Джуди (Ким Новак) одеться так, чтобы быть похожей на умершую женщину, в которую он влюблён. Мало того, он собирается с ней переспать и ждёт её выхода из ванной в полном предвкушении и готовности. В этом месте Хичкок проит Трюффо выключить записывающее устройство, чтобы обсудить наиболее пикантные детали.
Также в интервью исследуются детально некоторые сцены «Психо», «Птиц», «Марни».
Например, в триллере 1941 года «Подозрение» герой Кэри Гранта медленно и неотвратимо поднимается по лестнице, ведущей в спальню его жены (Джоан Фонтейн). Молоко в стакане кажется совершенно сверхъестественным. Оказывается, стакан изнутри подсвечивала крошечная лампа.
Франсуа Трюффо на момент интервью уже снял свою гениальную историю детства «400 ударов» и являлся одним из создателей движения Новая волна. Будучи без ума от творчества Хичкока, он написал ему письмо с такими словами: «С тех пор как я сам стал режиссёром, моё восхищение вами не только не ослабевает, но усилилось и изменилось, по сути».
Хичкок ответил телеграммой: «Дорогой мистер Трюффо, Ваше письмо вызвало у меня слёзы, я благодарен за такое к себе отношение».
Трюффо и Хичкок засели за интервью 13 августа на 63-й год рождения Альфреда. Спустя четыре года интервью вышло целой книгой и стала мастер классом для Копполы, Лукаса, Скорсезе, Де Палмы, Фридкина. На вопрос автора фильма «Хичкок-Трюффо» Кента Джонса, читал ли Дэвид Финчер эту книгу, последний сказал: «Только раз 200»
Финчер считает, что все страхи, фетиши, ночные кошмары и дневные сексуальные грёзы – всё в самих работах Хичкока.
Известна фраза Хичкока «Актёры это скот». Но в ней нет ничуть какого-то высокомерия или презрения к актёрам. Хичкок начинал в эру Великого Немого, когда власть режиссера не подвергалась сомнению. С появлением звука, актёры получили власть над процессом. Хичкок всегда внимательно относился к своим актёрам. Но он был всегда боссом.
Трюффо во время интервью сказал Хичкоку, что в его фильме «Жюль и Джим» актеры много импровизируют. Хичкоку это показалось невероятным.
В связи с этим Финчер задаётся вопросом, как бы управился Хичкок на съемочной площадке с такими актёрами, как Аль Пачино, Роберт Де Ниро или Дастин Хоффман.
В одной из лекций о своём любимом режиссёре Трюффо говорит:
«Вы называете его Хич. Мы, французы, называем его господин Хичкок. В Америке вы уважаете его за то, что снимает сцены любви как сцены убийства. Мы уважаем его за то, что он снимает убийство, как любовь».