Как же я рада, что не знала, что фильм «Аферисты» это ремейк аргентинской картины «Девять королев»! Не знала и хорошо, потому что получила огромное удовольствие. Потом прочитала, что оригинал многократно лучше, ни в какое сравнение не идёт с переделкой. Возможно, я соберусь и посмотрю когда-то оригинал. А пока делюсь с вами впечатлением от американского ремейка по горячим следам.
Время от времени смотрю фильмы про аферистов всех мастей, например, «Великолепная афера» с Николасом Кейджем и Сэмом Рокуэллом, или «Джеки Браун» Квентина Тарантино, или «Афера по-американски», где такое количество мега звёзд, что дух захватывает. Или из недавних, что я посмотрела – «Преследование» Кристофера Нолана. В общем, если покопаться, можно найти ещё десяток картин с сюжетом, где люди хотят провернуть дельце, обманув других и получить верные бабки. Мне нравится, что тот, кто обманывает, сам попадает в ловушку. Он не видит ничего вокруг себя, потому что мысленно уже получил деньги и разложил их по своим заветным кучкам. Он слишком высокого о себе мнения и держит других за идиотов. Но обязательно и на старуху бывает проруха и найдётся ещё более хитроумный ловкач. Найдётся и воздаст. И мне в таких картинах нравится именно процесс. Ну, а финал, это как вишенка на торте.
В «Аферистах» неожиданные повороты на каждом шагу. Как удивительно смогли найти друг друга эти двое, Ричард и Родригес (Брайан), один – аферист со стажем, другой – начинающий! Подцепили друг друга и понеслось. Ричард (Джон Си Райли) даёт циничные мастер классы своему молодому партнеру Родригесу (Диего Луна). Он ещё не решил, станет ли работать с ним постоянно. Прежний его напарник вот-вот выйдет из тюрьмы. Ричард прилично одет, производит впечатление солидного человека среднего класса.
Родригес – молодой человек из бедного испанского квартала Лос-Анджелеса. В нём есть и робость, и смущение, и какая-то нахрапистость. Он хорошо учится и даже сам может поучить, в чём убеждается самоуверенный учитель. Несколько сцен с мошенничеством убеждают Ричарда, что он набрёл на креативного партнёра.
История развивается стремительно, в течение одних суток. Не успев как следует разогреться на мелкотравье, сцапав по сотне-другой баксов, парочка оказалась в эпицентре невероятной аферы, где запахло практически миллионом. Все дорожки привели в отель самого высокого уровня, где консьержкой служит сестра Ричарда, Валери (Мэгги Джилленхол).
В течение бесконечных перемещений по городу, внезапных встреч, столкновений, разборок, парочка аферистов узнаёт друг о друге некоторые семейные секреты. Через такие открытия, начинает проявляться характер каждого персонажа. Выясняется, что Родригесу деньги нужны на содержание отца-диабетика. Реакция на это известие Ричарда? «Брось его. Уйди от него».
А Родригес получает о Ричарде ошеломляющую информацию – он старший брат, но уже нанял юриста, дав ему взятку, чтобы отобрать дом у сестры и младшего брата Майкла и выгнать их на улицу. При этом он обнимает брата, говорит ему ласковые речи. Мягко стелет.
Именно в отеле, где работают брат с сестрой, начинает свою «сделку века» Ричард – продажи редчайшей банкноты, за которой гоняются коллекционеры. Банкнота, естественно, фальшивая.
Но так как миллиардер Хэнниген (Питер Муллан) срочно улетает и ему некогда ждать результатов серьёзной экспертизы, то приглашают живого эксперта, а тот с большой долей вероятности подтверждает её подлинность. Уговорились на шестизначную сумму и бонус. Бонусом должна стать сестра Ричарда, Валери. На неё положил глаз богатый клиент.
Так в водоворот событий закручиваются всё новые и новые лица.
Фильм «Аферисты» занимает всего полтора часа, действие нигде не провисает, ритм изумительно бодрит и держит в сильнейшем напряжении. Повезёт, не повезёт. Получат, не получат свои деньги аферисты. Финал просто взрывает мозг, становится своеобразной наградой тем, кого обидели.
Об игре актёров могу сказать только в превосходной степени. Все на своих местах и работают слаженно, как джазовый оркестр.
В продюсерах Стивен Содерберг и Джордж Клуни.