Великолепная афера \ Matchstick men (2003) – реж. Ридли Скотт


Эта маленькая картина с названием, куда входит такое частотное слово «афера», совершенно не в духе Ридли Скотта. Не те масштабы. Но иногда, кажется, что даже он устаёт от своих глобальных проектов и жаждет сбавить скорость, чтобы насладиться человеческой историей и чудаковатыми персонажами (картина «Великолепная афера» снята между «Чёрным Ястребом» и «Царством небесным»). В связи с этим пригодился и Николас Кейдж, у которого такие персонажи на грани  получаются просто великолепно. (Ему, кстати, принадлежат права на экранизацию романа Эрика Гарсиа, по которому снят фильм). Если прибавить ему в партнёры Сэма Рокуэлла и пару-тройку высококлассных актёров на роли второго плана, всё зажечь музыкой Ханса Циммера и популярными хитами, то вечер пройдёт на ура, как у меня.

Когда речь заходит о таком сюжете, где действуют два мошенника, один постарше, другой в качестве его протеже, то и этого уже достаточно, чтобы закрутить интересную историю. Вспомнить хотя бы замечательный французский фильм «Откройте, полиция!» Клода Зиди с Филиппом Нуаре и Тьерри Лермиттом. Правда, та парочка по другую сторону баррикад, но суть одна – кто кого облапошит.

В «Великолепной афере» действуют два афериста, Рой (Николас Кейдж) и Фрэнк (Сэм Рокуэлл). Особенно мне нравится говорящее имя у персонажа Рокуэлла – ‘frank’ переводится как ‘открытый, откровенный, искренний’, что очень помогает понять его характер.

Режиссёр и его актёры мастерски выстраивают историю, шаг за шагом мы всё глубже проникаем в непростую историю Роя, поскольку он и есть фокус повествования. Рой не просто герой с массой недостатков. Он ходячий беспорядок. Весь пронизанный фобиями, навязчивыми неврозами, он шагу не может ступить без консультации со своим психиатром. А уж без его таблеток, которые тот даёт нелегально, наступает полная катастрофа.

Однажды приходится поменять врача, поскольку прежний доктор уехал в отпуск, не оставив никаких контактов. Новый врач вдруг отказался выдавать таблетки, пока не побеседует с Роем по душам. Во время беседы выяснилось, что, возможно, у Роя есть дочь-подросток, поскольку бывшая жена уходила от него беременная. Так нервный папаша встречает своего ребёнка впервые в жизни и с огромными усилиями посвящает её в своё сомнительное ремесло.

Это даётся Рою ой как не просто. Он никого не допускал до этого в свою жизнь, и даже с партнёром по совместному бизнесу, Фрэнком, особенно не откровенничал. Особенно мешает дочь в тот период работы, когда они, кажется, подцепили очень жирную рыбу на свой крючок.

Пересказывать такую историю дело неблагодарное, лучше всё увидеть своими глазами.

Николас Кейдж в роли невротика ужасно достоверен, хотя Билл Мюррей в комедии «А как же Боб?»несомненно даёт более высокий пилотаж. Но и задачи у этих двух образов разные.

Казалось бы, надо возненавидеть его Роя, но я всей душой хочу, чтобы что-то в его жизни радикально изменилось. И не с помощью психологов, а самостоятельно.

Кейдж хорош особенно в ролях ущербных людей, взять хотя бы его роль в картине «Очарованные  луной» или «Пегги Сью вышла замуж», да и в «Покидая Лас-Вегас» он молодец. Не принимаю его в ролях героев мачо. Ему это прямо противопоказано. Он не герой и не мачо.

Роли второго плана сыграны отлично. Элисон Ломан в роли дочери оставляет неизгладимое впечатление – персонаж с историей, да ещё с какой!

Сэм Рокуэлл – просто отжёг в роли протеже Роя. Этакий рубаха парень, свой в доску, за друга горой. В нём есть и юмор, и какой-то трагизм. Двойственность характеров меня давно прельщает. Понравились женские образы, и бывшая жена, Мелори Уотерс. И новая, продавщица из магазина, Шейла Келли.

3 комментария to Великолепная афера \ Matchstick men (2003) – реж. Ридли Скотт

  1. Василий:

    Конечно провернуть такую глобальную аферу это перебор. Рой далеко не идиот. Да и коллега его выглядит запредельным подонком. Но вот сыграть на родительских чувствах это сильный ход. Впрочем это читалось и чем дальше тем более откровеннее.

    • georgina:

      Правда ведь необычный фильм у Ридли? Не пожалел, что посмотрел?

      • Нет, не пожалел. Хотя это больше жизненная драма о нахождении себя через потерю благосостояния и предательства близких людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *