Я поздравила себя с тем, что не насмотрелась фильмов Кристофера Нолана до сегодняшнего утра, а потому мне не с чем сравнить его «Преследование». Я с наслаждением окунулась в его медитативное и жутковатое путешествие по улицам Лондона. Меня будоражило, волновало, иногда становилось неловко и, наконец, обрушился кошмар. Люблю в картинах и книгах подобные повороты.
В «Преследовании» я получила сразу несколько любимых ингредиентов — детектив, саспенс, триллер и нуар. Всё это в очень сжатом рассказе, почти короткометражке по сегодняшним меркам – 70 минут экранного времени. Зато рассказано на несколько сезонов какого-нибудь сериала. Понравилось музыкальное сопровождение – щемящая и дёргающая мелодия Дэвида Джулиана очень напомнила мне ключевую музыку из «Полётов во сне и наяву».
Главный герой «Преследования», Боб, или как там его, он меняет имя несколько раз по ходу повествования, рассказывает о своих проделках следователю.
Он пришёл сдаваться, понимая, как сильно он влип в нехорошую для себя ситуацию. По мере рассказа, который ещё и внутри себя перевернут с ног на голову, чтобы представить события не такими, как они кажутся, мы узнаём об отрезке жизни неординарного типа. Кажется, он писатель. Или собирается им быть. Он как-то робко признаётся в том, что пишет. Не видно, чтобы на его столе роились исписанные страницы. Печатная машинка присутствует. Но она кажется просто частью его незамысловатого интерьера, очень бедного, скудного. Он сам неухоженный, измождённый. Он говорит, что стал заниматься преследованием людей, чтобы получить сюжет для своих книг. Согласитесь, очень странный писательский приём? Тогда что? Мне кажется, это часть его натуры, он вуайерист, подглядывающий. И ничего здесь нет творческого, а скорее, порочность, психологический изъян. Он и сам это понимает, потому что намеренно очертил для себя рамки в преследовании – не ходить за одним и тем же человеком дважды, не сопровождать женщин вечером по заброшенным улицам. Он говорит, что это никак не связано с сексом, ему просто интересно, куда они идут, а после домысливать их существование.
Так проходят его поисковые дни, пока однажды он не нарывается на контакт с человеком, которого, вопреки своему правилу, сопровождал несколько раз. Этот человек, Кобб (Алекс Хоу), сразу берёт его в оборот. Перевербовка за секунду. И маршрут Боба (Джереми Теобалд ) резко меняется.
Отныне он играет в игру, которую предлагает новый знакомый. Вскрыть чужую квартиру, войти, всё облазить, забравшись в самые интимные закоулки жильцов и обязательно им оставить метки своего пребывания – «Я здесь был. Я видел ваш самый спрятанный мирок». Вся эта авантюра не ради денег. Берут только мелочь, что можно легко сбыть. Ради адреналина.
Так как повествование не линейное, а с флэшбэками, о которых не предупреждается, то надо быть очень внимательным, что за чем следует. Для меня сигналом о том, что это случилось позже, стало избитое лицо Боба. Когда я уцепилась за его синяки, мне стало легче следить за его рассказом — хронологически встроился взлом квартиры Блондинки (Люси Рассел).
Именно Кобб привёл Боба в её квартиру, а не наоборот, как мне пригрезилось сначала.
Итак, по всем законом жанра нуар появляется роковая блондинка. Красивая. И Кобб делает жирные акценты на её внешности, словно приглашает Боба воспользоваться поводом для знакомства. После ограбления Боб преследует Блондинку, находит её в одном и том же баре и вступает в разговор. Он даже уверен, что это знакомство станет поворотным в его жизни – он поможет решить её проблемы, а она его.
Так и получится. Она рассказывает ему о том, что подвергается шантажу владельца бара, бывшего любовника, Боб соглашается взломать помещение, где в сейфе спрятаны её фотографии. Ему теперь взломы нипочём, он с ними свыкся. Это ограбление пошло вкось и вкривь. И её фотографии оказались совершенно безобидными. Выяснение отношений привело к признанию – Кобб и есть её друг, они вместе втянули его в ограбления, чтобы отвлечь от него подозрения полицейских, севших ему на хвост и подозревающих его в зверском убийстве старухи. Перед Бобом словно разверзлась истина, но не вся. Изуверский план Кобба он понял только у следователя.
Самое интригующее в «Преследовании» — режиссёр почти ничего не рассказывает о своих персонажах. Он будит фантазию зрителя самым брутальным способом. Его фильм словно состоит из обрывистых снов – каждая сцена не доведена до конца и будто растворяется в тумане. Размытость, нечёткость и фантастичность – «А было ли это явью?» — вот что тревожит, интригует и заставляет ждать самого страшного. Триллер. А ведь почти ничего не показано явственно, нет крови. Как там её разглядишь на чёрно-белой фотографии? Вся жестокость осталась почти за кадром. Сразу вспомнилось изречение Альфреда Хичкока «Нет ничего страшнее закрытой двери» и это поразительно точно. Как же талантливо Кристофер Нолан воплотил эту цитату в своей дебютной картине стоимостью всего в шесть тысяч долларов!
Это единственный полный метр Нолана, который я не видела, и ты меня очень заинтриговала.
Чему ужасна рада) Обязательно напиши свои впечатления, когда посмотришь!