Рецензия на фильм Сквозь снег.
Поезд мчащийся без остановок сквозь мертвые снежные пустоши, где задние вагоны заняты низшим классом, а начальные первым и это единственные люди оставшиеся на Земле – одного этого достаточно, чтобы понять фильм Сквозь снег это нечто экстраординарное.
И надо сразу сказать, фильм на меня произвел впечатление, причем как сюжетом, так и визуальными контрастами и цепляющими актерскими работами, сыгранными с подкупающей самоотдачей.
Так что пройдусь по всем трем составляющим:
— Сюжет:
Сюжет фильма Сквозь снег, как я упоминал выше, переносит нас в суровый постапокалиптичный мир, границами которого являются стенки вагонов поезда, ставшего последним пристанищем всех выживших людей. Причиной апокалипсиса стала неудачная попытка мирового сообщества решить проблему глобального потепления. Распылив по всей планете газ, люди ожидали похолодания в среднем на несколько градусов, но наступил полноценный ледниковый период, причем резко.
Уникальная разработка ученого по имени Вилфорд – поезд, который обладает полной автономией и замкнутой экосистемой, стал современным Ноевым ковчегом. Только вот если в семье Ноя не было проблем с иерархией внутри ковчега, то в поезде проблема жуткого расслоения общества и неравенства между классами стоит на переднем плане.
Главный герой Кертис лидер среди людей из низшего класса, населяющих последний вагон. Живут они в полной нищете, кормят их протеиновыми брикетами раз в сутки и периодически охрана совершает рейды, забирая часть детей неизвестно куда и зачем.
Понятное дело, что зреет восстание и Кертис вынашивает план, как можно прорваться в передний вагон и захватить управление двигателем поезда, уничтожив тиранию Вилфорда.
Революционерам из низших слоев населения поезда помогает неизвестный осведомитель, который глубоко закопался в высших эшелонах власти поезда. Он периодически посылает информацию, координируя планы и помогая советом. И вот в один прекрасный день, внезапно приходится начать восстание, без финальных приготовлений.
— Визуальные контрасты и гротеск:
Фильм Сквозь снег весь пронизан контрастами – вот только что была кровавая резня на топорах с охраной и буквально в следующей сцене мы видим идиллические картины – сады, океанариумы и суши бар. Видим бассейны и ночные клубы, где купается и отдыхает народ, и никому нет дела до проходящих мимо окровавленных голодранцев. Подобное свойственно азиатскому кинематографу и добавляет еще больше перца картине.
— Ира актеров характеризуется одним слово – «верю»!
Великолепный кастинг работает как один организм. Главный герой Кертис в исполнении Криса Эванса, трудно опознаваем в деревянных ролях капитана Америки в Мстителях и в франшизе Первый мститель.
Контраст разительный.
Отличная роль у Джона Хёрта (Выживут только любовники, Чужой, Мертвец, Риллингтон Плейс, дом 10) – Гиллиам, опытный старик, который является одним из главных двигателей революции. Чего стоит история о том, как он потерял свою руку!
Эд Харрис (Аппалуза, Оправданная жестокость, Игры разума) в роли ученого Вилфорда тоже не прост, у него своя правда и свои принципы, которые явно перевешивают то, чем руководствуется главный герой.
Сон Кан Хо — любимец режиссера Пон Чжун Хо, которого он снимает практически в каждом своем фильме, сыграл спеца по электронной системе дверей. Токсикоман и сумасброд, он отмачивает свои кренделя в фильме, привнося юморные моменты.
Джейми Белл – восходящая звезда, известный своими ролями в фильмах Грязь, Нимфоманка, Джейн Эйр, так же на месте, играя нетерпеливого и взрывного Эдгара, который постоянно лезет на рожон.
Октавия Спенсер – эту негритянку, обладательницу Оскара, вы наверняка уже видели в фильмах Прислуга, Ужин с придурками или Затащи меня в ад.
Но больше всех мне удовольствия доставила Тильда Суинтон (Орландо, Поговорим о Кэвине), сыгравшая отменную мразь. Загримированная до неузнаваемости, она прямо таки физически вызывает неприязнь. Мощно сыграла, тут даже без альтернатив.
Южно корейский кинематограф вообще и режиссер Пон Чжун Хо в частности давно уже находятся в поле моего пристального внимания. Меня весьма впечатлили предыдущие фильмы Пон Чжун Хо – Мать и Вторжение динозавра. В них так же прослеживался явный социальный подтекст и сатира.
Не исключение и фильм Сквозь снег (аккуратно ниже спойлеры!)
На чьей стороне была правда – на стороне главного героя, который мало того, что уничтожил устоявшийся баланс, он фактически уничтожил всех людей, обрекая их на смерть в снежной пустыне, после остановки двигателя поезда? И все это руководствуясь принципами гуманизма и эгоистической жажды мести.
Или на стороне главного злодея Вилфорда, который и планировал это восстание, регулируя, таким образом, популяцию людей в поезде, проводя селекцию сильных и слабых, но сохраняя жизнь и работоспособность этого хрупкого мира?
В целом удовольствие от просмотра получил, фильм считаю со смысловой нагрузкой и двойным дном – например такой: не все главные герои одинаково полезны для жизни популяции.
ЗЫ В финале напрашивается не толерантный вопрос – кто же наследует землю? Судя по всему негры и китайцы, если их, конечно, не сожрет белый медвежонок :)
Мне кажется, что главный герой прав — лучше уж остановка поезда и смерть, чем такая жизнь. Зато смерть для всех скопом, что должно радовать всех революционеров.
Как интересно, Тильда Суинтон и Джон Хёрт также вместе в «Любовниках» Джармуша. Причём, он играет её задушевного друга Кристофера Марлоу.Люблю Хёрта с кошмарного триллера «Риллингтон Плейс, дом 10»
https://yaokino.ru/rillington-pleis-dom-desjat
Ну не все так однозначно… в результате, в финале фильма случайно в живых остаются два человека посреди снежной пустыни. Все это последствие выбора, который сделал главный герой.
Ну и что в результате лучше? Уничтожить всех людей или встать во главе поезда и совершить реформы, преобразования к лучшему.
Тут можно провести параллель с Украиной, где полные праведного гнева люди собравшись на майдане, скинули законную власть, в результате пришли полные клоуны, которые стали разбазаривать страну, применять какие-то дикие самоубийственные шаги, территория стала таять.
А теперь вопрос — чего хотели люди на майдане? Чтобы их дом развалился? Чтобы им было негде и не на что жить?
Фильм супер!!! Вообще, в последнее время, убеждаюсь, что Южно Корейские фильмы — мощная конкуренция загламуренному донельзя Голливуду. У этого режиссера есть еще один прекрасный фильм с захватывающим сюжетом «Мать».
П.С. Тильду хочется задушить с первых же минут появления в кадре)))