Эти две сестрички постоянно путаются у меня в голове и это несмотря на множество просмотренных фильмов с их участием. Между сёстрами всего год разницы, но они успели не только перевернуть весь кинематограф и стать реальными звёздами, но и рассориться между собой – их смертельная обида друг на друга стала притчей во языцех в Голливуде. В этом с ними может поспорить только одна голливудская парочка – Джоан Кроуфород и Бэтт Дэвис. Но мне совсем не хочется разбирать по косточкам их семейную вражду — об этом можно прочитать, где угодно. Я просто решила вспомнить, какие картины с их участием смотрела и, возможно, научиться, наконец, их различать.
Оливия и Джоан родились в аристократической семье — одна взяла фамилию отца – Де Хэвилленд, другая матери – Фонтейн. Оливия получила свой первый Оскар в картине «Каждому своё» (1946).
Второй Оскар она заработала за роль Кэтрин Слопер в американской классике «Наследница» по роману Генри Джеймса «Вашингтонская площадь». В этой картине меня поразило полное отсутствие грима у актрисы. Она играет отчаянно влюблённую девушку. Отец богат и не собирается поощрять брак с мужчиной, ловцом за приданым (Монтгомери Клифт). Кэтрин не верит отцу, она уверена, что её, наконец, любят ради неё самой. Вся гамма чувств от надежды до отчаяния великолепна прожита актрисой. Я люблю эту версию гораздо больше новой версии с Дженнифер Джейсон Ли.
Фильм поставил Уильям Уайлер – гений американского кинематографа, снявший сплошные шедевры, которые до сих пор являются образцами истинного кино – «Римские каникулы», «Как украсть миллион», «Смешная девчонка», «Бен Гур».
Моё знакомство с Оливией де Хэвилленд началось с грандиозного голливудского блокбастера «Унесённые ветром». Её Мелани Хэмилтон поразительно точно соответствует моему книжному представлению об этом персонаже: нежная, тактичная, умная, преданная и отчаянная, когда дело касается ближних.
Потом я увидела «Мою кузину Рэйчел» и увидела в ней актрису большого диапазона – она умеет передать двойственность и тайну.
В картине «Змеиная яма» (1948) она сыграла психически больную женщину и это было сделано настолько убедительно, что она получила очередную номинацию на Оскар. Говорить на такую болезненную тему решился режиссёр Анатоль Литвак. За ним ступать было легче команде драмы «Однажды, прошлым летом» (1960) по пьесе Теннесси Уильямса. Ещё легче – в «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и совсем легко в «Опасном методе». Но в начале 50-х это сделала Оливия.
Она бесподобно хороша в триллерах. В страшном «Тише… тише, милая Шарлотта» (1964) Ричарда Олдрича она играет махровую злодейку, ткущую замысловатые схемы, чтобы захватить богатство кузины. Умение Оливии предстать в чёрно-белом образе здесь, как никогда, приходится в самую пору.
Однако больше всего я люблю Оливию де Хэвилленд в изумительно тонкой психологической драме «Свет на площади» (1962) режиссёра Гая Грина. Её героиня, мать молодой девушки, пережившей автокатастрофу, после которой её развитие так и остановилось на возрасте 13 лет. Мать изо всех сил пытается социализировать дочь, но отец категорически против нянченья с дочерью и поставил ультиматум жене: он или дочь. Эта картина стала для меня одной из лучших, где тема отцов и детей раскрыта нетривиально и честно. И главная заслуга здесь её, актрисы Оливии де Хэвилленд.
Джоан Фонтейн – любимица Альфреда Хичкока, она снялась у него в двух фильмах и за «Подозрение» (1941) она получила Оскар. В этой картине она сыграла богатую наследницу, которая вышла замуж за бездельника и плейбоя Джонни Эйсгарта (Кэри Грант). По прошествии времени она вдруг начинает подозревать своего мужа в стремлении избавиться от неё, во что бы то ни стало. С этой минуты её жизнь превращается в сплошной кошмар подозрений и ожидания смерти.
Годом ранее она сыграла вторую леди де Уинтер в картине Хичкока «Ребекка». И если картина в целом меня разочаровала, в большей степени из-за Лоуренса Оливье, то образ миссис Уинтер, созданный Джоан, мне кажется идеально точным.
Мне нравится «Бухта пирата» (1944). Джоан блистательна в роли отчаянной любительницы приключений Доны. Возможно, я просто очень люблю этот роман Дафны дю Морье. И это вторая роль Фонтейн по роману английской писательницы.
Она сыграла в картине Макса Офюльса «Письмо незнакомки» по рассказу Стефана Цвейга, от которого мы в школе все сходили с ума. Мне было интересно, соглашусь ли я воплощением своих любимых героев на экране. Согласилась. Луи Журдан и Джоан Фонтейн хороши.
С Луи Журданом Джоан сыграет ещё в одной картине – «Ночи Декамерона» (1952) по роману Боккаччо и актёры сыграли сразу по нескольку ролей, путешествуя из одной новеллы в другую.
Джоан Фонтейн умерла в 2013 на 96 году жизни. Оливия де Хэвилленд ещё жива — ей 100 лет.
Как же я люблю твои посты про старые фильмы. Ведь я их очень плохо знаю, вот в твоем списке мне знакомы всего процентов двадцать.
Оливию де Хэвилленд видела в экранизации романа Агаты Кристи «Убить легко» в роли убийцы Гонории Уайнфлет. Сыграла она великолепно!
Саша, а ты их не путаешь? Я и после этого поста опять в полной путанице — ничего не поменялось.
Нет, я их не путаю. Я вообще очень редко путаю лица. У Оливии, на мой взгляд, более красивое и аристократичное лицо, а Джоан очень подходит её роль в «Ребекке» — простоватая внешность.