Кто боится Вирджинии Вулф?\ Who’s Afraid of Virginia Woоlf? (1966)-режиссёр Майк Николс

Скандально известная пьеса Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?»  положена в основу этой шокирующей чёрной комедии. Название «Кто боится Вирджинии Вулф?» обращено к английской писательнице-феминистке Вирджинии Вулф. Она первая применила литературный стиль «поток сознания», изучая  психологические и эмоциональные мотивы своих персонажей. Сама писательница страдала от душевного заболевания, которое, в конце концов, привело её к самоубийству.

А так как герои данного фильма люди высокообразованные, профессура местного университета, и увидим мы их в период самого плачевного состояния, жуткого душевного стриптиза, то и вопрос, вынесенный в заголовок, не покажется странным. И другое существует объяснение такому названию – имя писательницы похоже на английское слово «волк» (wolf) и, если вспомнить песенку из английской сказки в пересказе Сергея Михалкова «Нам не страшен серый волк», то и строчки «да, я боюсь Вирджинии Вулф» звучат как заклинание, как покорность, борьба окончена, я сдаюсь.

Фильм следует трём актам, обозначенным в самой пьесе Олби – «Веселье и игры», «Вальпургиева ночь» и «Изгнание нечистой силы». В течение долгой ночи пожилая семейная пара играет в свои страшные словесные игры не на жизнь, а на смерть. Семейную пару играют две мега звезды Голливуда – Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор, муж и жена в действительности. Джордж и Марта (персонажи актёров) связаны друг с другом всеми кровеносными сосудами, они знают друг друга до последней молекулы.

Их жестокие словесные игры — единственное, что вносит разнообразие в их брак.

То ли любовь, то ли ненависть, то ли безысходность держит их вместе. Детей нет, жизнь на излёте, не оправдались ожидания в браке, зато какие спектакли умеют они разыгрывать перед гостями. На этот раз не повезло молодому преподавателю биологии и его жене с мышиным личиком (Сэнди Деннис).

Эта пара забрела на огонёк с очень корыстной целью – завязать нужные знакомства. Марта и Джордж самые нужные в их списке. Марта – дочь ректора университета, а Джордж – зав кафедрой, тот самый, на чьё место в скором будущем метит молодой да ранний Ник (Джордж  Сигал), абсолютно не стесняясь в тактике, которую он будет применять, продираясь наверх – спать со всеми подряд профессорскими жёнами. И начнёт прямо сейчас с его, Джорджа, женой, Мартой. Цинизм поразительный, но Джордж и сам бывалый циник, и он пользовался теми  же методами. Разве его брак с Мартой не обоюдное соглашение на определённых условиях? После очередной бутылки все секреты выболтаны. И теперь кто как воспользуется ими, зависит от порядочности, которой  нет ни у кого в этой компании.

Сначала пара новичков приходит в ужас от того, что видит и слышит в доме, куда их пригласили на вечеринку после вечеринки – и  не мудрено, на дворе без малого два ночи. А хозяева, кажется, только разогреваются. Особенно в ударе Марта. Она уже порядком перебрала, но форму не потеряла, и её словесные выпады жалят в самое сердце. Но сердце у её мужа, словно из ваты  — стрелы падают туда без всякого надрыва. Речь супругов пересыпана изощрёнными ругательствами (герои в пьесах Олби мастера ругаться!), интересно, что фильм запрещали из-за отборных  выражений, которыми  обмениваются герои, но  после длительных переговоров высокое начальство сдалось, и фильм вышел практически без купюр.

Тут, конечно же,  вмешался чисто человеческий фактор – жадность, все хотели заработать на фильме, а участие Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона гарантировало стопроцентный кассовый успех. И  не только.

Фильм установил сразу несколько рекордов. Он единственный номинировался  на высшую награду практически во всех тринадцати категориях. Все четверо актёров получили статуэтки. Никогда после не произойдёт такого ни с одним фильмом.

Конечно, спустя годы, история, рассказанная на экране, утратила свою сенсационно-скандальную привлекательность. Но осталось главное – игра актёров, от которой мороз подирает по коже. Порой думаешь, что и не игра это вовсе, а что-то тайное, снятое скрытой камерой.

И вот мы все стали свидетелями чьей-то безумной ночи, которая ещё долго будет преследовать нас, мучая вопросами без ответов. Настройтесь! Ночь предстоит долгая.

Читайте, связанные с этой темой посты:

Рецензия на фильм Майка Николса «Ревность»

Рецензия на фильм Майка Николса «Выпускник»

Десять самых действенных фильмов об алкоголиках

One Response to Кто боится Вирджинии Вулф?\ Who’s Afraid of Virginia Woоlf? (1966)-режиссёр Майк Николс

  1. Алексей:

    С фактами можно и поаккуратнее) Бертон (хотя в это трудно поверить) ни разу не получал «Оскар». Статуэтки получили не все четыре актера, а только два — Тейлор и «мышка». Фильм не является рекордсменом по номинациям — их восемь, а рекорд (потом дважды повторенный) у фильма Манкевича «Все о Еве» — четырнадцать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *