Мои самые любимые советские детективные сериалы

О, как я люблю детективы! Упрекайте меня в отсутствии высокого вкуса, ничего не могу поделать – за хороший детектив буду стоять горой. Люблю детективы на экране, люблю книги. Высочайшую планку в этом жанре поставил когда-то Чарльз Диккенс, и чудесно подхватил Фёдор Михайлович Достоевский. Прекрасна Агата Кристи и в книжном варианте, и в экранизациях.

Очень любила книги Юлиана Семёнова,  также хорошо его герои перенесены на экран. Ничуть не устарели братья Вайнеры и Станислав Родионов. Периодически возвращаюсь к нашим телевизионным детективным сериалам, сразу оговорюсь, Советского периода, и получаю прекрасный экскурс в прошлое, наслаждаюсь игрой хороших актёров и не перестаю удивляться, куда всё нынче делось. Сегодня составила список из девяти любимых детективных мини-сериалов.

Расскажите, пожалуйста, о ваших любимых телевизионных детективах в своих комментариях.

1. Криминальный талант (1988)

Люблю божественную парочку – Алексея Жаркова и Александру Яковлеву. Где-то когда-то прочитала, что Яковлева бездарная актриса. Очень меня это возмутило, потому что считаю её актрисой широчайшего диапазона. И даже актрисой эксцентриком. Не верите, посмотрите на неё в «Криминальном таланте». Восхищаюсь диалогами в этой картине, проблемами миграции рабочей силы, которые только-только давали о себе знать. Именно о них говорили коренные петербуржцы: «Понаехали!» Алексей Жарков играет следователя, ведущего дело клофелинщицы Рукояткиной (Яковлева). Она знакомится с мужчинами, подсыпает им в вино снотворное, забирает деньги и ищи её свищи. Сначала следствие считает, что действует банда клофелинщиц, но, поразмыслив, приходит к выводу – преступница одна, но лицедейка, обладающая основательным криминальным талантом. Кроме того, за неё стоит стеной целая общага иногородних девчонок, приехавших в Питер за счастьем, а получивших несмываемое клеймо «лимита». В фильме поднята целая туча нравственных вопросов, он до сих пор дёргает за живое – проблемами, которые только усугубились сегодня, узнаваемой атмосферой Ленинграда, и восхитительными актёрами – Жарковым и Яковлевой. И конечно, отличными диалогами Станислава Родионова, чья книга легла в основу телефильма.

2. Переступить черту (1985)

Ещё один любимый телефильм по книге Станислава Родионова. Не знаю, почему, но этот фильм очень меня пугает. Гнетущая атмосфера, тема экстрасенсов, гипноз, манипуляции с памятью, жуткая музыка Олега Каравайчука и гениальная игра Татьяны Васильевой – вот основные составляющие этой поразительной по воздействию картины. Мне кажется, фильм раскрыл глубокий драматический талант актрисы, которую я, чаще всего, воспринимала как клаунессу-эксцентрика, но от того не менее любимую.

Вся двойственность глубокой личности Анны Калязиной, её психологическая зависимость от искусного кукловода, переданы Васильевой настолько тонко, что этот образ преследует меня многие годы.

Этот фильм тоже является уникальным срезом эпохи – взять хотя бы участие Константина Кинчева, безумно популярного в те годы. И, конечно, хорош главный противник Калязиной – следователь Сажин (Вадим Лобанов), тихий, интеллигентный, но с хваткой бульдога.

3. Противостояние (1985)

Противостояние (1985)

Моя семья знает, что этот телефильм является моим наваждением. Обожаю в этом мини-сериале всё – тревожную музыку композитора Александра Кнайфеля (упомянутый выше «Криминальный талант»), географию съёмок (Заполярье — Ташкент – Воронеж – Адлер – Сухуми – Рига — Берлин), страшную историю предателя Родины Николая Кротова и тот водоворот, в который он затащил столько судеб. И предельно достоверны все герои этой длинной истории, сыграны гениально даже самые эпизодические роли. Но Андрей Болтнев, Олег Басилашвили и Юрий Кузнецов просто чудо чудное.

4. Гонки по вертикали (1982)

Книги братьев Вайнеров были бестселлерами в Советском Союзе. Самые везучие коллекционеры получали их, в так называемой подписке «Подвиг». Вайнеры придумали изумительного следователя Станислава Тихонова, а Андрей Мягков великолепно воплотил его в экранизации романа «Гонки по вертикали». Его Тихонов ироничный, с чувством юмора, умеющий оценить неброскую женскую красоту, человек. В фильме столкнулись два интеллекта – преступный, Батон (Валентин Гафт в полной красе своего сарказма) и стоящий на охране правопорядка, Тихонов (Мягков). И не всегда Тихонов на высоте.

5. Визит к Минотавру (1987)

Режиссёр Эльдор Уразбаев когда-то снял роскошнейший истерн (вестерн по-восточному) «Транссибирский экспресс», сценарий к которому написал Андрей Кончаловский и Никита Михалков. Но «Визит к Минотавру» это настоящий детективный шедевр, это триумф советского телевизионного искусства. Понятно, что в основе качественная книга братьев Вайнеров, но именно гений режиссёра сумел направить актёрскую команду, музыку Эдуарда Артемьева в тот синхронный ритм, что отличает картину с самого первого кадра. Эпоха великих скрипичных династий – Страдивари, Гварнери, Амати воссоздана поразительно аутентично.

Убеждаешься, что советскому кинематографу было подвластно всё, и этого нет и в помине сегодня. Говорить об актёрских работах глупо, можно упустить маленькую роль, которая словно решающий кусочек паззла делает картину такой полноценной. Скажу, всё-таки, о нескольких персонажах. Следователя Тихонова сыграл Сергей Шакуров, и его персонаж стал жёстче, страстнее, яростнее. Такой следователь может пойти на многое ради истины. Шакуров один из моих любимейших актёров, его палитра возможностей безгранична, даже здесь, в телефильме, он в двух решающих ролях – Страдивари и Тихонова. Как всегда бесподобен Александр Филиппенко. С какой страстью сыгран его Минотавр! Как люблю его голос! Как умело он перекатывает звуки, переходящие в животный рык. Этот мини-сериал точно ушёл в вечность.

6. Профессия – следователь (1982)

Как интересно следить за карьерой наших актёров, как резко качается маятник в выборе ролей – сегодня актёр играет махрового преступника, а завтра он следователь, немилосердно преследующий нарушителя закона. Честно говоря, преступника играть интереснее – он подвержен эмоциям, что не всегда оправданно в поведении того, кто стоит на страже закона. Но следователь Георгия Буркова очень интересен. Он домашний, близкий, он обманчиво прост, вызывает доверие, в нём угадывается юмор. В общем, это не ходульный, 2-х мерный персонаж, такой типичный в детективных фильмах. Сама история, казалось бы, затаскана – расхищение социалистической собственности. Но она рассказана с блеском — недаром режиссёром выступил Александр Бланк, почитаемый всей страной за сериал «Цыган» и «Возвращение Будулая». Обожаю в этом фильме Эммануила Виторгана – как прекрасен его злодей, как владеет актёр всеми нюансами настроения отъявленного подлеца Лыкова. Очень хороша в картине Ирина Мирошниченко, пожалуй, самая красивая женщина нашего кино. Её героиня цинична, без иллюзий, её передают с рук на руки, но в ней осталась порядочность.

7. К расследованию приступить. Фильм 2: Клевета (1986)

Вот как раз этот фильм является иллюстрацией к моей реплике о маятнике. В предыдущем фильме у Армена Джигарханяна была роль преступника, а в этой картине он бескомпромиссный следователь. Мне нравится и первый фильм из этого сериала. Но «Клевета» мне нравится психологизмом, искусно разрешённой загадкой, игрой Юрия Яковлева в неожиданной роли мерзавца.

8. Следствие ведут ЗнаТоКи (1971-2003)

Сериал был создан по инициативе министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова, который преследовал цель «очеловечить» образ советского милиционера для широкой аудитории, а также вести разъяснительную работу, направленную на профилактику преступности. Уже за эту инициативу можно поклониться Щёлокову. Этот сериал собрал гигантскую галерею актёров, которые в дальнейшем превратились в самых ярчайших звёзд нашего кинематографа. Люблю все серии, какие-то больше, какие-то меньше. Но все они глубоко патриотичны, идейны, в них отлично рассказана и сыграна детективная история, в них чётко, без всякой двусмысленности, расставлены акценты, в них блестящие диалоги. Великолепна тройка следователей Знаменский (Георгий Мартынюк), Томин (Леонид Каневский) и Кибрит (Эльза Леждей), чьи имена и составили слово «ЗнаТоКи».

Для сериала не гнушались писать музыку и Марк Минков, и Давид Тухманов. Обязательно смотреть тем, кому интересна советская эпоха на разных этапах.

9. Место встречи изменить нельзя (1979)

Ещё один сериал по братьям Вайнерам. Режиссёр Станислав Говорухин снял настолько атмосферное кино, что оно словно слилось с теми послевоенными годами. Словно сериал был снят тогда, теми технологиями и сыгран теми актёрами. Стилизация эпохи просто поражает, достаточно сравнить этот сериал с фильмами 40-х годов. На фоне истории преступлений банды «Чёрная кошка», куда сбились по разным причинам разные люди, рассказана история простых людей с их тяготами послевоенной жизни. Нет пустых характеров. Нет проходных ролей. И однозначно, Глеб Жиглов интересней Шарапова. Владимир Высоцкий явно переиграл Владимира Конкина. Ну, а такие персонажи, как Горбатый (Армен Джигарханян), Промокашка (Иван Бортник), Левченко (Виктор Павлов), Копчёный (Леонид Куравлёв), Кирпич (Станислав Садальский) и все-все навсегда с нами.

 


Оцените, пожалуйста, статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (Пока оценок нет)
Загрузка...

4 комментария to Мои самые любимые советские детективные сериалы

  1. AlexSandra:

    Наташ, а «Вход в лабиринт» тебе не нравится ( именно многосерийная версия, а не «Лекарство против страха») ?
    Хотя, конечно, он послабее и «Противостояния», и «Визита к минотавру».
    Самый любимый из твоего списка, конечно, № 9. А из актёрских работ там самые потрясающие для меня у Юрского и Высоцкого.
    Обожаю Васильеву в «Переступить черту». По-моему, она там гениально сыграла.

    • georgina:

      Знаешь, Саша, а мне обе версии нравятся. Недавно пересматривала мини-сериал и знаешь, что вдруг обнаружила? Меня стал раздражать Игорь Костолевский, когда-то мой любимчик. Он везде одинаков. Что скажешь?

      • AlexSandra:

        К Костолевскому у меня двойственное отношение с уклоном в минус. Он, действительно, практически везде одинаков года с 1988 г.

        • georgina:

          Не так давно пересмотрела телесериал «И это всё о нём» и разочаровалась — сырой, сентиментальный, тошнотворно назидательный. История высосана из пальца. И больше всего разочаровал Костолевский — не поверила в его героя. Гораздо интереснее Эммануил Виторган в роли подозреваемого. Понимаю сейчас, что Виторган гораздо сильнее Костолевского в актёрском отношении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *