Жена пекаря \ La femme du boulanger (1938) – реж. Марсель Паньоль

Марсель Паньоль – один из самых моих любимых писателей. Он ещё и великолепный режиссёр и перенёс свои собственные романы на экран. Обожаю его Марсельскую трилогию – «Фанни», «Марюс» и «Сезар». Во всех трёх фильмах сыграл великий французский актёр Ремю.

В картине «Жена пекаря» Ремю сияет всеми гранями своего таланта и поднимается в своей игре до трагикомизма, вызывая полное моё сопереживание. Все актёры хороши в этой истории, но Ремю блистателен.

Маленькая французская деревенька живёт своей полусонной жизнью, соблюдая все положенные традиции. Семьи враждуют веками, уже не силясь вспомнить, с чего война началась. Вражда протекает также лениво, к чему тратить силы, когда можно просто не разговаривать или жаловаться на соседа в жандармерию. Слушать смешно, как один сосед жалуется на другого из-за того, что его деревья отбрасывают тень в его сад, а потому пусть срубит свои вязы. Спорят с жаром самые образованные жители деревни – учитель истории и кюре.

Священник привязался к учителю из-за урока о Жанне Д’Арк, где вместо слов «Жанна услышала голос свыше», он сказал «Жанне показалось, что она услышала голос свыше». Кюре (Роберт Ватье) доказывает, что это научный факт, голос свыше звучал. Учитель парирует, что именно за это её и сожгли на костре.Вы хотите, чтобы и меня сожгли?

В селе проживает пожилой маркиз (Фернан Шарпен).

Он уже порядком пожил на белом свете и знает цену человеческим радостям. Все в курсе, что он сожительствует с тремя молодыми особами, выдавая их за племянниц. Маркиз с удовольствием участвует в споре с тем же кюре о морали и нравственности своего выбора.

Кажется, жителям деревни хватает всего, но нет – отсутствует главное! Без чего вино не вино и сыр не сыр. В деревне нет своего хлеба. Есть пекарня, но пекарь повесился. Он и до этого пёк никчемный хлеб, но своим поступком привёл селян в крайнее уныние. На этом благодатном фоне в селе объявился новый пекарь со своей женой.

Анабель Кастанье (Рамю) вызвал к себе самый жгучий интерес. Умеет ли пекарь печь хлеб? Вкусный ли это хлеб? Неужели в деревне будет свой искусный пекарь? Только представьте, как живо собрался весь народ к выемке из печи первого хлеба!

Маркиз, учитель, кюре, все знакомые с первых кадров фильма люди. Они уже совсем мои знакомцы, такие трогательные в своём детском ожидании чуда. Пекарь Анабель прохаживается среди селян, немножко хвастаясь и рассказывая о своих прежних покупателях. Здесь же и Аурелия (Жинет Леклерк), его красавица жена. Пекарь хвастает и своей женой, не замечая, как она поглядывает на молодого и красивого пастуха маркиза.

Дай ей волю, она при всех прыгнет ему на грудь. Пастух получает хлеб для господина маркиза, и как же мучительно долго Аурелия укладывает булку за булкой в его огромный мешок.

Все жители высоко оценили мастерство булочника – отныне в деревню пришла удача, у всех к столу будет хлеб с хрустящей корочкой. А ещё можно сделать индивидуальный заказ, например, выпечь лепёшку с анчоусами для похода Антонена за дроздами. Пока жители праздновали возвращение в их жилища вкусного хлеба, Аурелия и пастух сбежали.

Пекарь Анабель искал жену всю утро, вызывая смех односельчан. Но потом им стало не до смеха. Мужчина ударился в такое горькое отчаяние, что сжёг всю выпечку дотла, а потом и вовсе погрузился в полное оцепенение, и ничто его не могло растормошить. Более того, трезвенник пекарь ударился в пьянство!

Что-то надо срочно предпринимать. Так можно потерять пекаря навсегда. Люди, забыв вековую вражду и распри, устроили всеобщее собрание, где выработали план действий по поимке беглецов. Маркиз взял командование отрядами партизан на себя. За каждым отрядом закрепили местность для почесывания. Экспедиции возвращались одна за другой без радостных новостей. Пекарь не выдержал и пошёл вешаться – печальная традиция устанавливалась в деревне. Наконец, хорошая новость – беглецы обнаружены в шалаше на острове. Кюре едет верхом на учителе, чтобы призвать Аурелию вернуться к мужу.

Пастух, завидев кюре и учителя, пустился бега. Бесславный кавалер-любовник. Женщина только сейчас поняла, на кого она променяла своего заботливого мужа. Пекарь ни единым словом не упрекает изменницу жену, но когда они садятся ужинать, он с речью обращается к своей кошке Помпонетте, которая тоже убегала из дома от законного кота Помпона. В этой речи высказана вся боль души оскорблённого мужа.

Вряд ли есть ещё в кино что-то подобное. Фильм такой тёплый, снят с такой любовью к людям и особенно главному персонажу, что вызывает такие же ответные чувства. Не верите мне? Поверьте словам Альберта Эйнштейна. Он сказал о нём: «Это самый замечательный, самый человечный фильм, который я когда-либо видел».

Читайте рецензии на фильмы Марселя Паньоля:

Слава моего отца

Замок моей матери

Жан де Флоретт

Фанни

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *