Мне захотелось посмотреть этот фильм из-за режиссёра Инессы Селезнёвой, чьи два фильма очень люблю «Дневной поезд» и «Воспитание жестокости у женщин и собак», актёров, которых тоже люблю – Елены Соловей и Сергея Шакурова, и совета друзей обязательно посмотреть этот необычный во всех отношениях фильм, по их мнению, интересный, философский, глубокий.
Разочаровали все три пункта, но при этом я не пожалела потраченного времени из-за нескольких моментов, о которых скажу позже.
Сюжет действительно настолько глубокий, что трудно прорваться сквозь его слои. Фильм в фильме, да ещё и о гениальном математике, возможно, даже Григории Перельмане. Допускаю, что образ Мити, Дмитрия Кузнецова собирательный)) Но в голове держу ту великую фамилию, что связана с решением гипотезы Пуанкаре. (В математике я полный ноль, но уж столько говорилось об этом, что даже мне запомнилась фамилия питерского математика). К началу фильма всё уже произошло в Митиной жизни — несколько лет брака с Женей (Елена Соловей), болезненный развод и разрыв с наукой. И вот на этапе его новой жизни, работа грузчиком в булочной день через три, к нему обращается Рома (Станислав Садальский), администратор-хозяйственник из съёмочной группы подежурить в огромной квартире, чтобы ничего не стащили на период съёмки фильма.
Митя соглашается, не подозревая, куда это его приведёт. Он дежурит по ночам, но в свои выходные толкается на площадке и день за днём открывает ему глаза на то, что происходит под софитами. Актёры разыгрывают его собственную жизнь. Со всеми тайнами, секретами, только ему известными репликами. Не сходит ли он с ума? Параллельно мы видим его реальную жизнь через воспоминания о недавнем прошлом, где он, кажется, был счастлив или это только казалось? И как случилось, что его жизнь стала объектом фильма?
Нам показывают, что происходит, когда гаснет свет и выключаются камеры. Сценарист Прозорин (Александр Парра) обнимает Женю, обсуждая сценарий и съёмки фильма. Она не очень возмущается, что он запечатлел её жизнь в литературе, только вот против настоящего имени математика. Не надо бы Мити Кузнецова, вдруг да он увидит этот фильм и догадается, что это всё о нём. Женя мечется и особого счастья в её жизни после развода не ощущается. Она сбросила такое ярмо в виде гения, на которого потратила четыре года жизни, недовольная тем, что её не замечают, игнорируют. И вот совершенно другой типаж – разговорчивый, коммуникабельный, влюблённый, тёплый, близкий по духу писатель. Опять не то? Что же ей надо? Скоро станет понятно.
Подруга организует встречу Жени и Мити в квартире, где снимают кино об их жизни. Такая искусственная, постановочная встреча, где всё неубедительно и, главное, нелогично. Герои не слушают и не слышат друг друга, они оба вялые и позволяют течению нести себя. Эта встреча взбудоражила Женю настолько, что она решила оставить своего сценариста и уехать из Москвы.
А вот как это повлияло на Митю, трудно понять. В этом фильме Сергей Шакуров явил такую грань своего актёрства, о которой я не подозревала – робость, зажатость, полную закрытость, даже закупоренность. Исчезла его привычная пластика, вальяжность, повелительность. И флэшбэки о его прошлой жизни, где он, его неудачный опыт с репетиторством, знакомство с Женей – самые милые в этой рваной картине.
Шакуров даже голос поменял, исчезла бархатистость, голос зазвенел. Он – мальчишка, влюблённый и смущённый этим чувством. Он выбит из привычной колеи. Очень мне эти сцены понравились. А вот реальность показалась наигранной – ничуть не лучше того, что разыгрывалось перед камерами. И если к истории на съёмочной площадке претензий нет – всё холодно и фальшиво между экранными Митей (Юрий Демич) и Женей (Елена Сафонова), тем печальнее, что и между реальными персонажами нет никакой химии. Ни любви, ни ненависти. Хорошо, пусть Шакуров придумал и играет такого вот математика после развода, малоразговорчивого, лишённого всяких эмоций, с руками вдоль тела, но почему мне, зрителю, приходится додумывать за него его эмоции и обосновывать его действия?
Совершенно мне была непонятна сцена встречи троих персонажей в киношной квартире – Мити, Жени и её друга. Зачем Прозорин просит познакомить его с Митей? Сценарий ведь написан, фильм почти снят. Ему стало интересно, почему уходит от него Женя? А раньше, когда он хотел оформить официально их отношения, а она отказывалась, что-то мешало ему выяснить причину? Или ещё момент – Женя уходит, оставив мужчин вдвоём, и тут Шакуров, наконец, становится привычным для меня, доминирующим, жёстким, и он спрашивает Прозорина: «Она знает?» Прозорин: «Да. Все эти наши встречи наводят на размышления». Что она знает? Что сценарий про их жизнь? А когда сам Митя понял, что фильм о нём? Почему Прозорин говорит Мите: «Вы же знаете мой сценарий»? Накануне Митя сказал Жене, что не читал ту, забытую ею книгу. Для него это беллетристика, до которой он никогда не опускался. Значит, он её обманул? Вопросы без ответов.
И финал картины ничуть не убедил. Женя возвращается в квартиру попрощаться с ним – Митя сидит на подоконнике у настежь открытого окна, на улице проливной дождь, как метафора. Женя идёт к нему, но он не порывается к ней, а просто смотрит, как бы понимая, зачем она вернулась. И вправду, зачем? Казалось бы, узнав, что эта огромная квартира просто локация съёмок, она оскорбилась. По крайней мере, на её лице промелькнули самые неприятные догадки. И это тоже странно – ничего не слышит, не старается понять, делает какие-то скороспелые выводы. Здесь я пришла к выводу, что это ошибки сценария и актрисы Елены Соловей. Не донесла она до меня движения души своей героини, не обосновала свой язык тела. Я осталась в полном недоумении – вроде всё кончилось, ушла. Нет, возвращается и готова унижаться снова. Именно об этом, об унижении она говорила Мите, когда они пытались анализировать свои отношения. Он её не замечает. Когда они гуляют, он фотографирует улицы Москвы, забывая о её присутствии. И так всегда. Как оказалось, краеведение становится его спасательным кругом после развода, когда с математикой покончено раз и навсегда.
Женя отвоевала его у математики, но действительно ли теперь наступит их счастливая совместная жизнь? Она хотя бы поняла, с кем связала свою судьбу? Что он без математики? В ней его наслаждение и печаль. А ведь это и есть жизнь сверходаренной личности — всепоглощающее творчество! Рядом, совсем близко, оказываются лишь те, кто готов жертвовать своими амбициями и интересами ради гения, создавая условия для его работы. Но нет, каждый тянет одеяло на себя. Тогда не лучше ли оставить всё, как есть – он пусть грузит булки, а она – что-то биологическое исследует в институте? Нелепое возвращение женщины, продолжение боли. Сансара.
В картине «Всем — спасибо!» много великолепных актёров — Майя Булгакова, Эрнст Романов, Михаил Данилов, Евгения Ханаева, Юрий Катин-Ярцев, кроме того, уже упомянутые Юрий Демич, Елена Сафонова — но им совершенно нечего играть. Это тот редкий случай, когда второй план пустой.