Этот фильм особенный во многих отношениях. Он абсолютно точно отразил 70-е, город Ленинград с его роскошными дворцами и какой-то тоскливой серостью, которая особенно ощущается поздней осенью и ранней весной — словно в унисон отношениям Игоря и Веры, главным героям «Дневного поезда». И, конечно, тихая история двух немолодых людей не может пройти мимо неравнодушного сердца, ведь эта история одиноких людей, чью встречу нам придётся пережить, как собственную. На этом фоне, где Вера и Игорь пытаются изо всех сил узнать, принять и понять друг друга, звучит музыка Алексея Рыбникова, композитора, способного несколькими нотами внести душевную сумятицу и настроить на раздумья. Сразу хочу признаться, что это не рецензия, это анализ моих впечатлений, а потому спойлеры на каждом шагу. Прошу поделиться вашими впечатлениями в своих комментариях, буду признательна.
Сюжет прост – давние подруги, живущие в разных городах, Москве и Ленинграде, уговорили своих детей встретиться на предмет знакомства и, о, дай-то бог, дальнейшей совместной жизни. Дети уже очень взрослые – им за тридцать (Валентину Гафту 41, а Маргарите Тереховой – 34). Так как встреча проходит на территории Веры, то и больше деталей узнаётся именно из её жизни. Она живёт с матерью (Римма Быкова) в очень хорошей, даже роскошной квартире, профессорской, судя по обстановке, тяжёлой мебели и привычкам – традиционно красиво обедать под классическую музыку со скатертью и столовым серебром.
Отца давно нет, он вспоминается в самые драматические моменты, как-то, мелкий бунт дочери в виде её нежелания оценить нечеловеческие усилия матери в финансовом поддержании их маленькой семьи. Мать – осколок совсем прошлой жизни, где ритуалы и условности играли определяющую роль и деление на свой и чужой круг было далеко не условным. Теперь же, в этой жизни, она вынуждена печатать на машинке всякий бездарный хлам, чтобы потом купить обновку дочери.
Тема «достать дефицитную вещь» раскрыта очень достоверно. Вещь обязательно с легендой – Как? Где? Страна происхождения. Югославская дублёнка, сапоги австрийские – это всё заведомо высокого качества. Веру готовят к встрече потенциального мужа на всех фронтах – частная портниха шьёт платье из ткани, которую достали с большим трудом, на ней фирменные туфельки, за которыми пришлось отстоять внушительную очередь в ГУМе.
Вера очень напряжена. Понятно из сетований матери, что это не первый показ дочери женихам и это тяжёлая процедура. Вера умна, красива. Слишком умна и красива, чтобы выходить за первого встречного – даже на полном безрыбье. Не знаю, что для неё эта встреча? Надежда встретить такого же пытливого, бескомпромиссного, как она, человека? Единомышленника в главном, но ярого оппонента в мелочах? Не выжатого жизнью, не опустошённого постоянными сделками с совестью, но романтичного, верующего в новые возможности, возрождение из пепла, мужчину? Сколько смотрю эту картину, постоянно остаюсь с прежними вопросами и не нахожу ответов. А режиссёр и не даёт этих ответов. Думай, есть ли у этих двух одиночеств совместное будущее. Если есть, то какое? А при отрицательном ответе?
Игорь – умён, красив (ведь это Гафт в 41 год!) – даже ярок. Как быстро замечает Вера его слабые места! Как приглядывается и присматривается к нему! Так и чувствуешь её внутренние колебания: А почему бы нет? Вон как положила на него глаз красавица подружка! Как привлекателен он для женщин! Как остроумен! А как легко он умеет всё организовать. Может, попробовать? Перестать думать за двоих и считать копейки до зарплаты – какое наступит облегчение для вечно брюзжащей матери! Мужчина в доме – одно это уже будоражит жизнь. И тут же – СТОП! Мужчина в доме. Этот мужчина? Именно этот, что сник в гостях у самого близкого друга, увидев, как далеко тот продвинулся в своих проектах? Мне показалось, что поездка в гости к другу Игоря, главе большой семьи, сломала всю иллюзорность планов Веры.
Это же понял и сам герой. Приехав в Ленинград в статусе завидного жениха, увидев Веру, он мгновенно оценил её как заветный и желанный приз. Его ухаживания были выстроены по всем канонам соблазнения. Вино и цветы, игра в слова, отточенные реплики, острые монологи (где Вера редко вставляла слово и не потому, что не могла, просто не хотела!) А затем штурм и Верин отпор.
К такому Игорь был точно не готов. А зря. В то время, как он выставлял себя на показ во всей красе, болтал без умолку и привычно демонстрировал свои лучшие качества, Вера сидела в тени и наблюдала, и поняла, что перед нею бегун на самую короткую дистанцию – пришёл, увидел, победил, а дальше трава не расти. Не будет он расти, он привык к рутине, довольствованию малым, он пустой, как шар без воздуха. Тогда чем же лучше жизнь с ним, чем та, что у неё сегодня?
Мне очень жаль обоих героев «Дневного поезда» — жаль до слёз Веру, одинокую душу, мыслящего человека и это, естественно, благодаря игре невероятно мощной актрисы Маргариты Тереховой, умеющей малыми средствами передать бездну чувств и эмоций своей героини. Я постоянно ощущала, как интенсивно работает ум и сердце Веры, при том, что Вера практически молчит в картине!
И мне очень жалко Игоря. Пожалуй, так же, как героя Олега Даля в «Утиной охоте» («Отпуск в сентябре») и героя Олега Янковского в «Полётах во сне и наяву». Это всё об опустошении души, крахе мечтаний, надежд и амбиций юности, тупике, из которого нет сил выбраться. Как, когда и где сломались эти надежды? Когда Игорь прощается с Верой на Московском вокзале, уезжая на дневном поезде, ещё ждёшь, что он спрыгнет с подножки поезда, бросится к ней и растормошит её сомнения, заставит верить, что всё у них будет. Только слишком грустные у Гафта для этого глаза, слишком пожившие и, возможно, прожившие все надежды, которые были ему отпущены свыше. Лимит исчерпан. Поезд ушёл.
P.S. Режиссёр Инесса Селезнёва снимала много для телевидения. Я смотрела её потрясающую драму «Воспитание жестокости у женщин и собак» с Еленой Яковлевой.
У меня абсолютно четкое и неприятное впечатление от этого Игоря. С самого начала он себя вёл весьма вызывающе, да еще вздумал взять такой снисходительный тон в адрес Веры, не удивительно, что она не очень охотно шла на контакт. Если отбросить вечную родительскую панику «до сих пор не замужем» и неадекватное давление социума на эту тему, то в сухом остатке мы имеем:
— Откровенное сводничество. Ситуация которая не может быть приятна ни одному адекватному человеку, а тем более такой женщине как Вера;
— «Жених» заранее решил, что Вера находится в незавидном положении и ехал уверенный, что он то хорош более чем и ему выбирать, а Вера должна быть счастлива самим фактом его благосклонности;
— Сцена у друзей показала Игоря во всей красе! Если до этого момента еще был шанс на взаимность, то после стало понятно, что «овчинка выделки не стоит».
И дело даже не в том что он не реализовался до сих пор, еще может, если будет какой-то значимый стимул для перемен. Дело в том КАК он отреагировал на успехи друга. Вот тут то и раскрылось всё его неприглядное нутро.
Согласна про похожесть Игоря на героев Даля и Янковского. Лично мне этот тип героев особенно неприятен, даже Обломов меркнет в сравнении.
Знаешь, меня удивляет, что Вера идёт на это сводничество. И не в первый раз, судя по словам её матери. Похоже, она лелеет надежды, что таким образом получит мужчину своей мечты. И это как-то выбивается из моего понимания её характера. Или лишнее доказательство, что она человек с сюрпризами. Вспомни их игру в слова, где она смяла свой листочек с ответом из геометрических фигур. Можно лишь догадываться, что там был за человечек.
Забываю тебя спросить, а как ты относишься к Гафту? Могла твоя «нелюбовь» к нему перейти на его персонаж в картине?
Заметила, что несколько его героев имеют схожие черты. Например, недавно посмотрела «Таню» Арбузова (как Вы мне и советовали). То ли он привносит в героев частичку себя, то ли ему такие роли попадаются.
Вы представьте как сильно пилит ее мать. Круглые сутки твердит о замужестве, давит на чувство жалости, манипулирует. Этому трудно противостоять. Для Веры было бы лучше разъехаться с матерью, спокойно оценить свое состояние и потребности, разобраться в себе и решить что делать дальше.
Мать на самом деле превращает их жизнь в бесконечное сожаление о том что в доме нет мужчины, что все их беды от этого. Питает эти странные иллюзии, что как только какой-то (по сути не важно какой) мужчина появится то сразу их жизнь наладится. Это бред.
Но тут такой момент, то что Вера не замужем имеет только одну причину, она сама вольно или невольно саботирует отношения с мужчинами. Причин тому может быть множество, но если бы она по-настоящему захотела замуж, то это не составило бы для нее никакого труда.
На дворе 70-е, квартирный вопрос — самый мучительный. На её зарплату библиотекаря из архива не снять жильё. Да она бы и не пошла на это из-за страха обидеть мать. Вспомни их стычку, после которой Вера просит у матери прощение.
Образ матери, созданный или скорее прожитый Риммой Быковой, трогает до слёз. Такая нежная, хрупкая, как ребёнок, но несгибаемо самоотверженная, сильная на грани жизненных возможностей, если это для дочери, любимой, обожаемой. Не каждая женщина одарена таким драгоценным талантом материнской любви. А,может быть, и любви вселенской (мы ведь не знаем её отношений с мужем, он, увы давно ушёл в мир иной). Дочь, во всех отношениях почти идеальная(умная, красивая, трудолюбивая, принципиальная), к сожалению напрочь лишена этого дарования — любить. Она и к матери проявляет дочернее внимание ровно настолько, насколько ей велит понятие о долге (она ведь интеллектуально развита, интеллигентна) — гены коренной петербурженки. Педантичная холодность мешает ей, но она не может с собой сладить и не замечает, как отталкивает людей — справедливая я, дескать. Значит, всё правильно. Может быть, только очень грустно. Холодно…
Мне кажется, есть женщины, которым лучше быть в одиночестве. Ну разве можно представить Веру счастливой в замужестве? С её такими завышенными требованиями на уровне микроскопического анализа? Она не способна к компромиссам, а совместная жизнь — сплошной компромисс.
Все беды от того,что мать уже надорвалась тащить на себе взрослую дочь,а дочь кушает и в ус не дует,что пора встать на ноги.А уж свои или с помощью мужа,как получится.Правда в 70 е тяжело было вставать на ноги,подработки только согласия директора и профкома.Так что замужество действительно имело смысл,о чем замученная мама и мечтала.
Разрешение директора и профсоюза на работу по совместительство — в 70-е — это делалось почти «на автомате», если работник не замечен в «манкировании» своими основными служебными обязанностями или не относился к аутсайдерам данного трудового коллектива. Вера, судя по всему, особенно по рабочему эпизоду фильма — настоящая Королева патентного бюро. И её профессиональное совершенство явно оценено руководством. Правда, это выражается только в эмоциональных комплиментах да ещё в «почётных» дополнительных поручениях с наградой в форме слегка снисходительного поцелуя старшей сотрудницы. И всё. Но Вере этого достаточно, ей льстит признание. Просить о чём-то, тем более о доплате путём совместительства, даже в голову не приходит. «Королева» — героиня булгаковского «Мастера» никогда ничего не должна просить. Можно облегчить душу, поплакав на коленях у мамы, проводящей бессонные ночи за печатной машинкой, чтобы купить доченьке фирменные югославские туфельки, отрез на новое платье. И, к тому же, обеспечить его изготовление в срочном порядке — за два дня.
Возможно, авторы фильма не так просто и прямолинейно видят и «п за гранью экранного сюжета
Да, уверена, что это часть самого актёра и соглашусь, что с разными вариациями он играет самого себя (по субъективным представлениям, конечно) или похожего на себя в чём-то. Но, возможно, это характерно для всех актёров. Одна-две роли радикально отличны от личности актёра, а всё остальное — они сами, любимые. Да и кто уже оторвёт от них их роли и определённо скажет, где они реальные. А мы сами можем про себя такое сказать?
Было бы несправедливо «проигнорировать» едва уловимые нюансы, по ходу фильма робко, но всё же возвращающие героев фильма от темы сомнений и горькой безнадёжности к зарождающемуся, нежному предчувствию Любви. Даже напрочь «разгромленный», прощаясь у готового к отправке дневного поезда, Игорь не озлоблено замкнут, а беззащитно открыт и доверчив. По-доброму честно признался, что хотел понравиться, посмеялся над своими словесными «завихрениями горе- Дон Жуана» и уже совсем по-детски спросил:»А как?» (в смысле — как понравиться). Разве можно не заметить, что Вера оттаяла, а чуть позже и засомневалась в своём непреклонном:»Казнить, нельзя помиловать.» Когда поезд уже набирал скорость, Вера не только оглянулась. Она остановилась в раздумье, как школьница, носком сапожка протирая асфальт. Да, не порадовал Игорь зрителей, не спрыгнул с вагона на ходу. Чтобы догнать Веру и Всё начать сначала! Был очарован ею, поражён и растерян. А кто из персонажей известных фильмов не оказывался в смятении перед героиней Маргариты Тереховой? И в этом тонком, замечательном фильме на все времена нет безнадёжности. Игорь, конечно позвонит Вере. А что касается несовершенств жениха да и потенциальной невесты тоже, так можно кстати сослаться на Ремарка:»Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее».
Как замечательно Вы всё это рассказали. Я тоже почувствовала эти сомнения обеих сторон. Сцена прощания — самая трогательная. Такая вселенская грусть накатывает, так и видишь себя то на месте Веры, то Игоря. Сколько раз возвращаюсь к этой картине и всегда переполняет меня жалость к этим людям.
Спасибо за Ваш тонкий анализ этого фильма.
Уважаемый автор комментария,
Извините за такое обращение — в Вашем нике никаких указаний на имя и даже пол. Меня зовут Анна Золотарева. Я — дочь автора сценария этого фильма, а потому читала множество отзывов на него, особенно после смерти отца в ноябре 2016 г. Число этих отзывов поражает воображение, на сайте kino-teatr.ru их более 2500. Правда, многие из них сугубо «бабьи» и раздражают желанием сочинить хэппи-энд, который «недоложили» авторы))) Среди авторов отзывов встречаются даже дамы, склонны объяснять срыв Игоря в семье Гоши тем, что один из отпрысков этой семьи на самом деле – внебрачный сын Игоря!)))
А Ваш отзыв глубоко меня тронул созвучностью с моими собственными впечатлениями, которые я никогда письменно не формулировала, но «узнала» в Ваших словах. Правда, я не уверена, что Игорь непременно позвонит Вере, скорее я склонна думать, что герои так и останутся одиноки, слишком велика сила инерции и слишком трудно сходиться взрослым людям. Но их трогательное движение навстречу друг другу в последней сцене, которое Вы так точно подметили и так хорошо описали, на мой взгляд, уже хороший конец. Значит, эта встреча во всяком случае не осталась для них бесследной.
Видимо, это взаимное облагораживающее влияние даже в детском возрасте казалось мне столь явно и значительно, что мне никогда не приходило в голову спросить у отца — а сойдутся ли его герои в будущем? Так что «хэппи энд», по-моему, заключается в том, что эти глубоко (а может – и безнадежно) одинокие люди, не утратили способности «открываться» другому человеку, то есть сохранили живую душу.
Спасибо Анна за Ваш отклик. Не знаю, напишет ли En, но я думаю, что каждый зритель держит в голове свой жизненный опыт, когда рассуждает о том, как сложатся дальнейшие отношения Игоря и Веры и сложатся ли вообще. И даже если автор знал, что хотел бы рассказать об их дальнейших отношениях (конечно знал!), совсем не значит, что выйдет по его замыслу. Они начинают жить своей жизнью. И нашей, зрителей.
Спасибо за добрые отклики на впечатление о фильме и мои наивные мечты о будущем давно навсегда полюбившихся героев Маргариты Тереховой и Валентина Гафта. Низкий поклон и светлая память Вашему папе, милая Анна (не сочтите за фамильярность). Искренняя благодарность ему за чудный сценарий, за трепетное отношение к Ленинграду, к достойным этого славного города обитательницам. К истинным, кариатидам, при всей утончённости, веками гордо удерживающим на своих хрупких плечиках его достоинство и красоту. Вы правы, нам не узнать судеб этих двух встретившихся одиночеств. Возможны разные варианты. Например, приглашение в Москву мамы с дочерью в ответ на приём с праздничным обедом под классическую музыку, за прогулки с неразгаданной, едва знакомой «Незнакомкой» по легендарному городу. Такая проба пера — жест вежливости. Но Ваш папа, Анна, видимо был тонкий лирик, романтик. Ему, вероятно, ближе концепция Александра Грина:» Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовёт нас… Но мы плывём мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня».
Не имеет значения — позвонит Игорь Вере или нет. Она не будет с ним.
Фильм мне кажется типично тереховским. Её героиня Вера больше молчит, чем Игорь. Но молчит весьма выразительно, давая возможность Игорю показаться. Игорь же ведет себя довольно смешно, напоминает массовика-затейника. Ну. а у своего друга-изобретателя Игорь терпит полное фиаско. Заметим, что умница Вера весьма точно нарисовала шарж на мужчину 70х на свадьбе у подруги. Не пьет, не курит, имеет все достоинства с частицей не. Однако одиночество чувствуется, и оно давит и на Веру, и на Игоря. Может быть, поэтому Вера едет на вокзал провожать Игоря. И как знать, куда все повернется…Последнее время смотрю фильмы с Маргаритой. Как-то надоели все разборки…
А может все гораздо проще? По возвращении в Москву он каждый день будет думать о Вере… Сделает шаг… Игорь может быть достаточно смелым. Все-таки слова были произнесены:»Спасибо, что не прощайте». И если бы она не обернулась, и пошла твердым шагом прочь от поезда, то был бы конец. Но она не только не обернулась, но и делала, в раздумье, полукруговые шаги. И о чем? Может все просто, подумала, а не сделала ли она обычную ошибку… Мне кажется они будут вместе.
Я очень пожилая тетенька, ленинградка, в замужества 52 с хвостиком. В прекрасном тонком фильме 3 главных героя — Игорь, Вера и мой город. Хочу сказать главное, что я поняла за жизнь, а это старинная поговщорка: «Не похорошУ мил, а по мИлу. Хорош. А как перестать бороться в целом, чтобы всё было хорошо, а понять что хочет тот, кто рядом и как ему в этом помочь — не знаю…